Гульназира Фахрутдинова
Конспект занятия «Магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель:
– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
– систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
Публикация «Конспект занятия „Магнит и его свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
– стимулировать самостоятельность и активность детей;
– воспитывать доброжелательные отношения, развивать коммуникативные навыки;
– обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).
Предварительная работа:
– опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома “Что притягивает магнит?”.
Материалы:
– на каждого ребё нка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, заранее нарисованные бабочки, нитки, скрепки, скотч; Оборудование к опыту «Рыбалка» (на каждого ребенка) : Стакан с водой, рыбка из цветной клеенки с глазиком – кнопкой, загнутой с обратной стороны, маленький магнит. Оборудование к опыту «Магнитная регата» (на каждого ребенка) : кусочек пенопласта в виде лодочки, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте) ; маленький магнитик, миска или таз с водой.
– таблица-схема для занесения результатов эксперимента ; видеописьмо от Незнайки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А сейчас на татарском языке.
Дети: Исэнменсез.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем и друг – друга. Сделали круг и взялись за руки. И поприветствуем друг – друга рукопожатием. Начинает…. Только мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие. (пожимают руки по друг за другом).
Воспитатель: Ой, что это за звук, ребята?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Да, думаете это видеописьмо? Давайте тогда посмотрим. Повернитесь лицом к телевизору и смотрим внимательно. (Дети смотрят видеосюжет про Незнайку.) Содержание видеописьма: “Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь её отремонтировать. Но для ремонта нужны только металлические детали, а я не знаю, как их отличить. Помогите мне, пожалуйста”.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?
Дети: Да.
Воспитатель:– Как мы сможем проверить и отличить металлические детали от остальных?
Дети: Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.
Воспитатель:– Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита?
Дети: Магнит имеет свойство притягивать к себе некоторые металлические предметы.
Воспитатель: Как эти свойства можно проверить?
Дети: Взять магнит и провести эксперимент.
Воспитатель:– Тогда нам нужно срочно пройти в нашу мини-лабораторию и провести эксперимент. Проходите за столы и садитесь поудобнее. Посмотрите у вас на столах лежат множество предметов из разных материалов. Вам нужно отобрать только металлические предметы и положить на поднос. Берем магнитики и начинаем эксперимент. Какие детали вы положили на поднос?
Дети :ответы детей.
Воспитатель: А какие предметы остались в тарелках? Почему? Какие можно сделать выводы?
Дети: В тарелке остались детали из пластмассы, из дерева, из бумаги, и из резины. Потому что они не притягиваются к магниту.
Воспитатель: Теперь полученные результаты можно занести в таблицу
при помощи знаков “+” и “-”. Знак «+» - означает, что деталь магнетическая, то есть притягивается к магниту. Знак «-» - означает, что деталь немагнетическая,то есть не притягивается к магниту.
Работа с таблицей.
резина -
дерево -
железо +
пластмасса -
бумага -
Воспитатель:–Посмотрите на таблицу и скажите на первой строке деталь из какого материала?
Дети: Из резины.
Воспитатель: Правильно. Ребята резиновые детали притягиваются к магниту?
Дети: Нет.
Воспитатель: Хорошо. И какой знак напротив резины мы ставим?
Дети: Знак «-».
Воспитатель: На второй строке таблицы предмет из какого материала?
Дети: Деревянный.
Воспитатель: Да. А дерево притягивается к магниту?
Дети: Тоже не притягивается.
Воспитатель: Молодцы. Тогда в таблицу мы ставим какой знак?
Дети: Знак «-».
Воспитатель: Правильно. А в третьей строке какой предмет?
Дети: Железо.
Воспитатель: Правильно, … железо притягивается?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой знак поставим напротив железа?
Дети: Знак «+».
Воспитатель: Молодцы, а дальше из какого материала детали?
Дети: Пластмасса, бумага.
Воспитатель: Пластмасса и бумага притягиваются к магниту? И какой знак поставим напротив них?
Дети: Нет. Знак «-».
Воспитатель: Как вы думаете, Незнайке наша таблица поможет найти и определить металлические детали?
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Как нам сообщить об этом Незнайке?
Дети: Предложения детей.
Воспитатель: Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит. А теперь немножко отдохнем. Встали около своих стульчиков и делаем упражнения.
Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево – вправо –
Так мы отдохнем на славу.
Хорошо мы отдохнули
И к занятиям вернулись.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули. Ребята, скажите хотите узнать действует ли магнит через другие материалы?
Дети : ответы детей.
Воспитатель: Тогда проходим к следующему столу.
Игра – опыт: «Рыбалка».
Воспитатель: В стакан с водой опускаем рыбку. Прислоняем магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигаем магнит по стенке стакана вверх. В таком порядке нужно выловить все рыбки. (дети ловят рыбки). Ребята, какие выводы мы можем сделать проведя этот опыт?
Дети : (вывод) Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Воспитатель: Молодцы, правильный вывод сделали. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
- Ребята, а вам интересно сохраняет ли магнит свои свойства на предметы, находящиеся на расстоянии?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Тогда проходим к следующему столу
Игра – опыт: «Магнитная регата»
Воспитатель: Отпускаем лодочки плавать в тазик с водой. И управляем лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их). Ребята, что делают лодочки?
Дети: (результат опыта). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
Воспитатель: К какому выводу мы пришли? Что может сказать…
Дети: (вывод).Сила магнита действует даже на расстоянии.
Воспитатель: Да правильно, молодцы ребята. Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.
Воспитатель– А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу “Школу волшебников”, где я вам покажу фокус с помощью магнита
Дети подходят к столам, где подготовлены коробка из-под обуви, бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. Воспитатель показывает фокус “Летающая бабочка” (см. описание в приложении).
– Кто догадался, почему моя бабочка летает? (К ней прикреплена скрепка. С помощью магнита скрепка притягивается и передвигается и бабочка летает). Дети рассматривают конструкцию.
– Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? Тогда берите своих бабочек, прикрепляйте их к скрепке и попробуйте поднять сою бабочку в воздух.
Дети изготавливают конструкцию и проделывают фокус с бабочкой.
– Ребята, вам понравились эксперименты с магнитом? А какими экспериментами вы бы ещё хотели заняться? (Ответы детей) Отлично, в следующий раз так и сделаем.