Климова Светлана Александровна
Любовь к детям. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к детям» – это нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания учителя. Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений к ним. Эти отношения характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. К ним относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.
(Шевченко Л. Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза Монография Москва 2010 ббк 74)
Любовь к детям
Темочки:
1)положительное эмоциональное отношение к ним; специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;
2) одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность.
(Педагогический словарь. — М. : Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.)
«Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
(Василий Александрович Сухомлинский)
Любовь к детям - это реальная и всесторонняя забота о них, причем такая, чтобы сами дети, объединившись в развивающийся воспитательный коллектив на основе серьезного труда-заботы, с помощью воспитателей или даже без них создали достаточный для себя и для общества образ жизни
(Антон Семенович Макаренко)
Проанализировав взгляды выдающихся педагогов на тему любви к детям, я пришла к выводу, что светочами педагогической культуры они стали именно потому, что любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский, Лев Толстой, Макаренко, Януш Корчак, Сухомлинский считают, что любовь, гуманность - это фундамент воспитания, на котором складываются надежные взаимоотношения с детьми. Любить - это, прежде всего, давать, а любящий детей педагог может дать много: свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою любовь. Он делится с детьми тем, что ему дорого, что его тревожит, что обязательно пригодится детям в жизни. Любить - это умение не оценивать ребенка, а быть рядом, умение ставить себя на место маленького человека.
Именно воспитание в любви способствует развитию ребенка, становлению его как личности. Дети должны жить в любви, воспитывать надо любя.
Читая труды этих великих людей, невозможно оставаться равнодушной. Особенно вдохновляет опыт Сухомлинского. Даже в самой «изуродованной, покрытой язвами и струпьями», циничной душе ребенка, Василий Александрович видит Человека. Не такого, какой он есть сейчас, а такого, каким он должен быть. «И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души» - пишет В. А. Сухомлинский в книге «Как любить детей».
В учебном пособии Маленковой Л. И. «Теория и методика воспитания» я открыла для себя истину: чтобы полюбить детей надо стать оптимистом полюбить жизнь. Любить жизнь во всех ее проявлениях, уметь наслаждаться ею в каждое мгновение жизни, находить везде прелесть бытия. Уметь удивляться совершенству мира. И постепенно, исподволь передавать все эти чувства и ощущения ребенку (подростку, всем детям.
В основе понятия «любовь к детям» во всех исследуемых мною трактовках лежит гуманное отношение к воспитаннику в процессе воспитания и обучения. И все же некоторые различия имеются.
А. С. Макаренко к своим воспитанникам подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. Любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”. Антон Семенович считал наказание допустимым, за исключением физического воздействия.
Сухомлинский уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится». Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Свое сердце, Василий Александрович действительно отдал детям, причем отдал полностью.
Несмотря на различия в педагогических системах Макаренко и Сухомлинского, в результате мы видим исцеленные души трудных детей и подростков. Мы с вами теоретически попытаемся разделить любовь к ребенку на две главнейшие части. Это мягкая любовь и жесткая любовь. Мягкая любовь создает атмосферу в доме, это то, что привлекает ребёнка, то, что мы ему как бы даем — это мягкая любовь, такая пушистая. Но есть и жесткая любовь. Жесткая любовь воспитывает и ограничивает. Самый простой пример мягкой любви: вы пришли, ребенка поцеловали, погладили по головке — замечательно, вы проявили вот такую мягкую любовь. Жесткая любовь как проявляется? Вы пришли домой, ребёнок уже стаскал половину конфет со стола. Вы ему: ай-ай-ай, конфеты убрали, ограничили ребенка в конфетах. Конечно, для ребенка это будет немножко стресс. Ну как так — он же хочет конфет, а вы его ограничили — мама, папа меня не любят… Но вы проявили любовь, заботу о нём. Почему? Потому что проще всего конфеты оставить — будет мир, покой, тишина в доме, ребёнок с конфетой за щекой, никто не орёт, не канючит, ничего не требует, мы занимаемся своим делом.
Но на самом деле проявлением любви будет именно ограничение ребенка ради него самого. Всегда сначала нужно использовать мягкую любовь, и только если это не помогает — уже использовать любовь жесткую. У нас бывает наоборот. А вообще, кстати, по поводу границ. Граница — это всегда умение найти золотую середину и где вот это трезвомыслие, понимание. Мы будем с вами говорить, пытаться эти границы как-то нащупать на конкретных примерах. Потому что везде эти границы невозможно поставить. Это всегда чувствуется, это мера. Любовь безусловная, но подразумевающая воспитание другого. По-настоящему бесконечная, но требующая от вас сформированных личных границ. Полная поводов для тревог, но тренирующая у вас умение отпускать. Такое описание родительской любви неспроста напоминает загадку — противоречия и сложности, заложенные в этом чувстве, понятны даже тем, кто абсолютно уверен в том, что любит своего ребенка.
И таких, к счастью, очень много: любовь к своим детям — пожалуй, одно из самых универсальных переживаний в мире, оно легко преодолевает временные и культурные границы. Это сложное чувство захватывает почти каждого родителя — и, возможно, именно благодаря ему человечество существует.
Сейчас, работая воспитателем, я как никто понимаю, что нужно любить детей! Любящий и ценящий детей педагог может дать много: свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою любовь. Вот и я делюсь с детьми тем, что мне дорого, что меня тревожит, что обязательно пригодится моим воспитанникам в жизни.
К сожалению, все чаще встречаются дети, сосуд любви которых пуст. Воспитатель не может заменить родителей, но наша задача подсказать, направить, поговорить с родителями, чтобы не пропустить что-то важное. Своей любовью и добротой я должна зажечь в сердцах моих воспитанников огоньки счастья, добра и уверенности. Мне доверили хрупкие души и маленькие сердечки детей. Каждый ребёнок-это свой маленький и очень хрупкий мир, целостность которого я не имею права нарушать.
Поэтому, мне кажется, что мой педагогический секрет – это любовь к детям! Я считаю, любое дело, за которое ты берешься, нужно делать с любовью.