Елена Суховольская
Лэпбук — универсальная технология музыкального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Введение нового стандарта к дошкольному образованию изменило, в том числе, и подход к организации музыкальной деятельности дошкольников, выделив основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество.
Публикация «Лэпбук — универсальная технология музыкального развития дошкольников» размещена в разделах
- Лэпбук по теме «Музыка». Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 2. Самостоятельность - ведущий компонент творчества. Для стимулирования творческой активности, инициативы, самостоятельности необходимы соответствующие условия, которые мы создали в нашем детском саду:
- Позитивный, конструктивный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса: 1) Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога и отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка. 2) Предоставление детям возможности активно задавать вопросы и поощрение высказывания оригинальных идей. 3) Планомерное обогащение жизненного опыта детей, в том числе через совместную (обучающую) деятельность педагога с детьми, личный пример творческого подхода к решению проблем. 4) Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению новых знаний, способов решения задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
-Организуем детскую деятельность, в том числе самостоятельную, так, чтобы дети могли приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигать новые идеи, актуализировали знания при решении новых задач.
-Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Мы стараемся нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это позволяет нам вовлечь родителей в образовательный процесс. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
- Обогащаем предметно-развивающую среду ребенка самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности, которую своевременно изменяем с учетом обогащающегося жизненного опыта детей, индивидуальных и возрастных особенностей и интересов детей.
Слайд 3. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Одной из этих составляющих, может являться интерактивная папка для детей дошкольного возраста – лэпбук, который ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в лэпбуке содержится множество материалов по теме.
Слайд 4. Лэпбук соответствует требованиям ФГОС к организации предметно-развивающей среды. Так же хочется отметить, что с помощью лэпбука мы предметно-развивающую среду делаем доступной для ребенка. И считаю нужным заострить внимание на его полифункциональности:
1. Накопление (систематизация) материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования.
2. Как способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
3. Организация индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
4. Оформление результатов совместной проектной деятельности.
5. Как форма организации «Центра музыкального развития» в группе.
6. Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.
7. Способ организации образовательной деятельности с детьми ОВЗ.
8. Создание лэпбука - эффективное средство для взаимодействия (педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель, привлечения родителей к сотрудничеству ( родители обеспечивают поддержку: организационную; техническую (фото, видео); информационную (сбор информации для лэпбука); мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Слайд 5. В процессе создания лэпбука мы придерживаемся определённого алгоритма.
Слайд 6,7. В нашем саду были изготовлены тематические лэпбуки «Три кита в музыке», «Музыкальные инструменты». Использую их, как в процессе организованной образовательной музыкальной деятельности, так и для организации самостоятельной деятельности детей в групповых музыкальных уголках. Лэпбук «Три кита» используется с целью обогащения музыкального опыта детей и развития умения определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки во всех возрастных группах дошкольного возраста. Младшие дети любят рассматривать картинки, соответствующие музыкальным жанрам, с удовольствием слушают и сами двигаются под музыку марша или танца, и подпевают, если слышат знакомую песню (музыкальный репертуар представлен на диске в лэпбуке). В старшем дошкольном возрасте дети соотносят картинки с прослушанным музыкальным произведением, самостоятельно определяют жанр, раскладывают в кармашки соответствующие карточки, при этом называют жанр. В старшей и подготовительной группах материалы лэпбука так же используется при проведения музыкальной викторины (в том числе и по инициативе детей, в процессе диагностики музыкального развития дошкольников.
Лэпбук «Музыкальные инструменты» содержит тематический набор карточек, а так же дидактические игры, развивающие задания. Материалы этого лэпбука использую на музыкальных занятиях, в подгрупповой работе и в музыкальных уголках для организации самостоятельной деятельности. Содержание папки рассчитано на детей, которые уже имеют некоторый музыкальный опыт. Дети самостоятельно играют в лото, называя музыкальные инструменты, в дидактических и логических играх определяют какой инструмент лишний, какие отличия есть в изображениях музыкальных инструментов, собирают изображения музыкальных инструментов (пазлы). Набор картинок для дидактических и логических игр периодически меняется. Очень нравятся детям сказки-шумелки, где они могут проявить свою фантазию и творчество (в лэпбуке представлены сказки и вариант озвучивания (используется на этапе знакомства со сказкой, позже дети сами подбирают варианты для озвучивания сказок (индивидуально или находят товарищей, а иногда и сочиняют свои.
Слайд 8. Совместно с воспитателем группы «Солнышко» был изготовлен и используется лэпбук «Музыкальная мастерская» для подгрупповой и индивидуальной работы в совместной деятельности по музицированию, индивидуальной работе с детьми ОВЗ, диагностики уровня развития музыкальных способностей детей. Дети, имеют разный уровень музыкального развития, поэтому индивидуализация некоторых заданий позволяет освоить материал, выполнить задачу, проявить свое творчество каждому ребенку в соответствии с его возможностями.
«Музыкальная мастерская» - это небольшой лэпбук, в котором имеются разделы:
— музыкальные инструменты (используются в процессе слушания, знакомства и определения тембра музыкального инструмента, классификации инструментов (народных и симфонических) и т. д. ;
— ритмические блоки (используются в процессе музицирования, в творческих заданиях: «Сыграй свой ритм», «Сочини мелодию на заданный ритм» и т. д);
— карточки для звукового моделирования (используются для понимания звуковысотности, при выполнении творческих заданий);
— «Рабочее поле», где ребёнок выкладывает нужные карточки;
— карточки с эмоциями (при прослушивании музыкального произведения или определения характера сочиненной мелодии, а так же для определения своего настроения, рефлексии);
— изображение фортепианной клавиатуры (начальное знакомство с нотной грамотой);
— образное пособие «Металлофон» (при разучивании мелодии на начальном этапе);
—карточки-ноты для игры на металлофоне (в соответствии с цветами пластинок металлофона);
— звуковысотная лесенка (для развития звуковысотного слуха, при выполнении различных заданий: «Определи по мелодии куда идет мартешка», «Спой свою мелодию и покажи как она двигалась и т. д.)
Кармашки лэпбука наполняются содержанием в соответствии с решаемыми задачами и индивидуальными особенностями дошкольников, а так же по выбору ребенка.
Слайд 9-12. Реализуя парциальную программу ДОУ по патриотическому воспитанию «СибирИя» в старшей группы «Росинка» был разработан и реализован творческий проект «Культура коренных народов Севера Красноярского края».
Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию России, в том числе Красноярского края. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов.
В ходе знакомства с культурой коренных народов Севера, животным миром и климатическими условиями (в том числе с помощью лэпбука «Животный мир севера Красноярского края») в соответствии с порграммой ДОУ «СибирИя», у детей рос интерес к теме, который проявлялся в рассуждениях и вопросах. Дети сравнивали наш уклад жизни и быт северных народов, постоянно задаваясь вопросами: «Почему между нами такие различия? «Есть ли что общее между нашими народами?». Особо интересовались национальной одеждой, жилищем и самобытностью культуры (с интересом слушали северные напевы, смотрели национальные танцы, рассматривали музыкальные инструменты). Таким образом, инициаторами творческого проекта «Культура коренных народов Севера Красноярского края» были дети. Поскольку изучаемая тема очень объемная и затрагивает разные стороны жизни северных народов, перед нами встал вопрос - как наиболее эффективно организовать процесс по ознакомлению с культурой народов Севера. Наиболее эффективным мы посчитали использование лэпбука-«копилки», где дети впоследствии размещали все свои находки и видели продукт своей деятельности. Одним из главных плюсов использования лэпбука в процессе этого проекта – то, что он даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
В ходе этого творческого проекта дети с помощью фото, изображений, сказок и легенд, видеоматериалов и аудиозаписей (аудиоплеер с записями песен северных народов размещен в кармашке лэпбука, знакомились с культурой северных народов, а ответы на возникающие вопросы искали и получали в энциклопедиях, во время мероприятия «Родной край» (путешествие на север края, в библиотеке (мы посещали библиотеку, где в рамках нашей темы сотрудники библиотеки предоставляли информацию), в том числе дети обращаясь за помощью к родителям. Некоторые ребята совместно с родителями подготовили доклады и сообщения по теме, и поделились информацией со всеми детьми группы.
Знакомясь с культурой северных народов, детей особо заинтересовали музыкальные инструменты и материалы из которых они изготовлены. Таким образом, в ходе проекта по инициативе детей возникла идея изготовить шумовые музыкальные инструменты своими руками, которые они совместно с родителями сделали дома и презентовали в группе.
В результате совместной деятельности педагогов, родителей и детей в лэпбук-«копилку» были помещены :
-герб и флаг Красноярского края, города Красноярска
- самодельная книга сказок народов Севера;
фотоальбом «Народы Севера»;
- логические игры и карточки «Третий лишний», «Музыкальные инструменты»;
- доклады детей;
-оформлена выставка самодельных музыкальных инструментов.
На сегодняшний день, дети имеют представление о территории Красноярского края как составляющей территории России, называют основные города края, реки своей местности, дети знакомы с символикой, народами Севера, проживающими на территории Красноярского края, с их бытом, культурой, традициями. Мы будем продолжать работу в этом направлении и планируем в подготовительной группе познакомить детей с культурой юга Красноярского края и продолжать пополнять наш лэпбук-«копилку».
Слайд 13. Подводя итоги всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что лэпбук заслуживает пристального внимания педагогов дошкольного образования.