елена сердюк
Конспект занятия по речевому развитию «Весна пришла» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№11»
Конспект образовательной деятельности
ТЕМА: «Весна пришла»
Образовательная область: речевое развитие
Воспитатель: Сердюк Елена Васильевна
Сорочинск 2017 год
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Весна пришла“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Тема образовательной деятельности «Весна пришла»
2. Доминирующая образовательная область Речевое развитие : обогащение словарного запаса детей
3. Виды деятельности детей Игровая (воспитатель проводит игру «Назови ласково»)
Коммуникативная (общаются с воспитателем, пингвиненком).
Продуктивная (рисование весны для пингвинят).
Двигательная (движение с препятствиями, физминутка).
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4. 1 Общепедагогические методы и приемы Методы формирования сознания: разъяснение (работа по мнемодорожке, беседа (говорят о времени года весне, рассказ (описывают особенности весны).
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение (соблюдение правила поведения в лесу,упражнение (называют слова в уменьшительно-ласкательной форме, косвенное требование ( совет: лесных зверей домой брать нельзя – они в неволе погибнут, просьба: одеть варежки, шубу, шапку, валенки).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (мнемодорожка, фигуры лесных зверей-пальчиковый театр; проблемные (-зачем зайцу зимой белая шубка, а летом серая, занимательные и игровые ситуации (пальчиковая гимнастика «Ежата»); ситуации успеха (похвалить всех детей; поощрение детей яблоками).
3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по тематическим группам «Дикие животные», «Назови ласково»).
Моделирование рассказа по мнемодорожке.
Культурные практики: рисование картины для гостя –пингвиненка.
Словесные : уточняющие вопросы к детям (солнце-солнышко, ветка-веточка, ручей-ручеек;
Наглядные: фотографии животных, мнемодорожка (про признаки весны)
5. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное: Беседа о диких животных, о признаках весны.
Познавательное развитие : получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека; закрепление представления о признаках весны.
Художественно-эстетическое развитие : восприятие наглядно-иллюстративного материала, рисование нетрадиционными способами.
Физическое развитие : выполнение двигательных заданий и упражнений.
6. Возрастная группа Младший дошкольный возраст (3-4 года)
7. Цель Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе составления рассказа по схеме.
8. Задачи Планируемые результаты
8.1 Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Составление рассказа «Весна пришла», используя мнемодорожку.
8.2 Формировать умение употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Проведение игры «Назови ласково»
8.3 Активизировать словарь детей
(почки набухают, листочки появляются) Правильно называть признаки весны
8.4 Развивать внимание, память, воображение; умение действовать по заданию, сравнивать и обобщать; Осознанно контролируют звучание собственной и чужой речи
8.5 Воспитывать интерес детей к природе, проявлять заботу о ней. Расширение кругозора детей младшего возраста о природе,о жизни диких животных и птиц.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения
Составление предложений по мнемодорожке. Способы преодоления
Использование мнемодорожки (логика построения рассказа)
10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Материалы и оборудование: пенечки, «ручеек», доска, мнемодорожка, фотографии диких животных и птиц.
11. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты прогулки и наблюдения в природе.
Чтение книг о Севере.
Чтение рассказов, стихов о весне.
Беседы на утренних сборах о диких животных, птицах.
2. ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Восп. : Ребята как красиво украшен зал, какое яркое солнышко, как вы думаете почему оно светит ярко?
Ответы детей, правильно, потому что наступила весна и Лера расскажет стихотворение о весне
Ребенок:
Туча прячется за лес
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое, доброе лучистое,
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали.
Восп. :. Сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить ласковые слова. Я скажу – солнце, а вы ласково – солнышко, ветка, ручей (Дети называют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами)
Педагог вносит мягкую игрушку – пингвина. Дальше воспитатель говорит и за пингвиненка.
Восп. : К нам в гости пришёл необыкновенный гость. Кто это? Этот маленький пингвиненок приплыл на льдине к нам с его родины. Ребята, где живут пингвины? (на Севере)
Сюрпризный момент.
1.2 Мотивация деятельности детей Знакомятся со пингвиненком.
Здравствуйте, ребята! Правильно, я живу на Севере, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.
1.3 Целеполагание -Дети, пингвиненок приплыл к нам не просто так, он хочет узнать о весне. Давайте ему поможем.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Восп. : А чтобы было интересней, мы отправимся на лесную поляну.
Как нужно вести себя в лесу?
На чем можно добраться в лес (на машине,велосипеде,пешком). Сегодня мы пойдем пешком. Надевайте шубу, валенки шапки, варежки.
Д: (возражают)
В: правильно, весной тепло и одежда должна быть весенняя.
Шагают по пенечкам, через ручеек.
А вот и первая поляна
В: Какие животные живут в лесу (дикие-сами добывают пищу, строят жилище)
Ребята, давайте расскажем пингвинчику, что происходит весной с дикими животными. (медведь и еж просыпаются, зайчик меняет шубку, прилетают птицы из теплых краев и вьют гнезда)
Пинг. : Молодцы, очень интересно. А теперь давайте немного поиграем.
Физк. Минутка «Пингвины»
На одной ноге постой-ка,
Будто бы пингвинчик стойкий
А теперь ты проходи,
Да смотри не упади,
Крылья кверху поднимай,
А затем опускай.
Покачай головой,
Ты пингвинчик удалой
Восп. : Пойдемте на другую полянку (шагают по пенечкам и через ручеек).Присаживайтесь. Приготовьте ручки, поиграем с пальчиками в игру «Ежики».
Восп: Скажите, какая бывает весна?
Д. : теплая, ласковая, добрая…
В. : Правильно. Весной вся природа просыпается, оживает. Давайте назовем приметы весны.
.
Приложение 1.
Физминутка
Приложение 2.
Пальчиковая игра «Ежики».
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Работа по мнемодорожке (описание признаков весны по схеме).
Приложение 3.
Мнемодорожка с признаками весны
Возвращаемся в сад, рисуем картину
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Рисование картины «Весна пришла» ( нетрадиционным способом рисуют: ватными палочками, пальчиками, губкой, мятой салфеткой).
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Вам понравился пингвиненок? А вот пришло сообщение от пингвинчика: «Я дома, добрался хорошо. Моим друзьям очень понравилась картина. Мне было интересно с вами. Я рассказал моим друзьям, что весна- это теплое время года. Весной солнце греет сильнее, тает снег, бегут ручьи, люди одеваются в весеннюю одежду. Новым для меня оказалось то, что птицы прилетают из теплых краев и вьют гнезда, что медведь, и еж просыпаются от зимней спячки, что заяц меняет шубку. Ждите нас в гости, приплывем посмотреть на ваше лето»
Я так много узнал о весне и картину вы нарисовали красивую. Я хочу быстрее рассказать своим друзьям о замечательной весне. А мои друзья передали вам подарок: фотографию и угощение. До свидания, ребятки.
Дарит детям фото друзей-пингвинчиков.
3. ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Художественно-творческая деятельность Выставка рисунков по теме «Весна» В детском саду
1.2 Чтение художественной литературы Рассказы, стихи о весне.
В. Степанов. «Лесные животные» В детском саду
В семье
1.3 Игровая деятельность Дидактическая игра «Назови ласково», «Кто живет в лесу?». В детском саду и в семье
1.4 Двигательная деятельность Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением В детском саду
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Рассматривание сюжетных картинок «Дикие животные» «Времена года» В детском саду
2.2 Ребенок по приглашению педагога Создание книжек-малышек о животных, о временах года. Смастерить книжку-малышку семье, внесение их в библиотечку – в детском саду