Платонова Светлана Васильевна
Лэпбук как средство речевого развития дошкольников посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук «Театр»
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моей работе по теме речевое развитие детей через театрализованную деятельность стала тематическая папка или лэпбук.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка»
Термин «Лэпбук» был впервые введён мамой и писателем из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала её так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребёнка.
Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного процесса.
Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Знакомство с театром в детском саду начинается с самого раннего возраста, с младшей группы, когда педагог ставит короткие сценки на основе изученных сказок, детских стихотворений. Однако рассмотрение темы «Театр» в контексте знакомства с его устройством и правилами поведения начинается в средней группе (дети 4–5 лет). Тогда же возникает вопрос о способе повторения, систематизации уже имеющихся представлений о театральном искусстве и организации новых знаний по теме.
В своей работе в данном направление я использую лэпбук :
- для ознакомления «Сказок», «Правила поведения в театре»;
- для отработки полученных знаний в заучивание сказок, отгадывания загадок, раскрашивания тематических картинок;
- в качестве способа организовать индивидуальную работу с детьми.
На занятиях лэпбук использую частично, например, использую игру «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Лабиринт» и другие при обобщении изученного по соответствующей теме. А можно полностью по нему выстраивать ООД, используя загадки для актуализации знаний по теме на вводном этапе, обращаясь к играм и заданиям на описание картинок, на основном этапе и подытоживая, обобщая материал ребусами, кроссвордами, раскрасками на заключительном. К тому же театральный лэпбук помогает организовать групповую творческую работу по теме.
Преимущество использования лэпбука в работе с детьми в следующем:
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и сверстниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи).
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Все игры в моем лэпбуке способствуют речевому развитию детей, обогащению словарного запаса, проявлению повышенного интереса к художественной литературе, сказкам.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача каждого педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.