Екатерина Удальцова
Лэпбук как средство развития представлений о животном мире Ульяновской области у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
В раннем детстве закладывается фундамент конкретных представлений о животном мире, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к животным.
Публикация «Лэпбук как средство развития представлений о животном мире Ульяновской области у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Ульяновская область
- Темочки
Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.
В последние годы резко возросло внимание к использованию в воспитательном процессе лэпбуков. Это связанно с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников с введением игровых приемов в практику обучения. Лэпбук экологического содержания помогают увидеть не только определенный живой организм, но и экосистему, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия между необходимостью экологического образования детей и недостаточной изученностью условий формирования у детей представлений о животных родного края. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности лэпбука в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о животном мире родного края? Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Лэпбук, как средство развития представлений о животном мире Ульяновской области у детей старшего дошкольного возраста».
Глава 1. Сущность и содержание понятия «представления о животном мире» в психолого-педагогической литературе
Существует множество трудов, посвященных классификации представлений. Этой проблемой занимались Ж. Пиаже, В. В. Зеньковкий и другие. В зависимости от специфики предмета, ученые называют визуальные, абстрактные, логические и другие виды представлений. Представление – это психический процесс, отражающий явления и предметы, которые не воспринимаются в текущий момент, но воссоздаются, основываясь на предыдущем опыте. Учитывая две основные формы существования материи, ученые выделяют временные и пространственные представления, а также описывают антиципирующие и репродуктивные представления, которые принимают статический, преобразующий и кинетический характер. Согласно исследований ученых, все типы представлений у детей могут складываться в дошкольный период и формироваться в процессе дальнейшего освоения дошкольниками мира природы. Проблема развития экологических представлений у дошкольников изучается в педагогике и психологии. Большую значимость для изучаемой проблемы представляют работы Л. Б. Ительсона, П. Я. Гальперина и др. в них раскрывается механизм формирования представлений в рамках исследования процессов перемещения внешней деятельности во внутреннюю. Экологическое образование сегодня считается одним из самых важных направлений дошкольной педагогики, задача развития экологических представлений детально изучается в программе детского сада.
Знакомство детей с животным миром имеет важное значение, не только для экологического воспитания детей, но и для привития правильного и бережного отношения детей к животным. При ознакомлении детей с животным миром, как отмечает И. В. Корганова, решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Ознакомление с животными, их частями, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных представлений о животных, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. По мнению А. М. Федотовой, понятие «представления о животном мире» подразумевает собой не только знание разнообразия представителей животного мира, внешнего вида и признаков их как живых организмов, но и понимание и принятие их образа жизни, повадок и способов выживания [12].
Л. В. Шинкарева в своей работе предлагает представления о животном мире формировать по группам [12].
Первая группа – представления о животных, как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки отдельных животных : цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.).
Вторая группа – связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, знания о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек.
Третья группа – понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие и размножение.
Четвертый блок знаний – понятия о сообществах растений и животных в природе С. Н. Николаева утверждает, что в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это поднимает вопрос о средствах улучшения качества имеющихся знаний и формирования осознанных, глубоких и обобщенных знаний о животных у детей дошкольного возраста [8]. Автор показывает различные способы обобщения конкретных знаний о животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе. В основу формирования у детей обобщенных представлений могут быть положены : степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние и дикие животные); способ питания: хищные, растительноядные, всеядные; местообитание: наземные, наземно-воздушные, водные, наземно-водные; способ передвижения: летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т. д. Работы Л. С. Игнаткиной и Л. Б. Ительсона свидетельствуют о том, что формирование представлений о животных у детей можно осуществлять путем интериоризации действий по созданию объекта. В некоторых исследованиях изучается специфика, содержание и структура, а также особенности образного мышления. Решение таких проблем, как:
– развитие системы элементарных научных экологических представлений, которые доступны пониманию дошкольников;
– формирование познавательного интереса к миру животных;
– развитие первоначальных навыков грамотного с экологической точки зрения и безопасного обращения с животными;
– формирование положительного и бережного отношения к миру животных, заботы об окружающем мире в целом;
– формирование чувства эмпатии к животным;
– развитие навыков наблюдения за животными, объектами природы и явлениями;
– развитие первоначальной ценностной системы ориентации;
– развитие элементарных поведенческих норм по отношению к животным;
– развитие способности и желания охранять животных и при необходимости помогать им, ухаживая за живыми объектами.
По мнению исследователей, учитывая образовательное значение экологического воспитания, педагог должен решать следующие задачи:
– пополнять представления детей о мире природы, делать их более точными;
– учить детей наблюдать за природой;
– формировать у детей любознательность;
– развивать у детей представления о домашних животных, о их зависимости от людей и повадках;
– развивать детские представления о диких животных : об их среде обитания, о способах добывать пищу, о подготовке к зимней спячке;
– развивать представления детей о птицах;
– помогать детям получать знания о пресмыкающихся и насекомых;
– знакомить детей с разнообразием родной природы;
– пополнять знания дошкольников о животных разных климатических зон.
Глава 2. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о животном мире родного края посредством лэпбука
2.1 Понятие, особенности использования лэпбука в дошкольном возрасте
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности[16].
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми: проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук[14].
Термин "Лэпбук" был впервые введён мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала её так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребёнка.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга, или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме[17].
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного материала[14].
Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Ребенок (или группа детей, взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.
При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку, ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию[14].
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе)[17].
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде :
1. доступен: например, лэпбук имеет свободный доступ, находится на уровне глаз детей. Его можно использовать как индивидуально с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
2. безопасен: например, выполнен из картона, бумаги, довольно легкий и небольшого размера;
3. обладает дидактическими свойствами: например, ребенок проводит классификацию предметов по одному признаку, закрепляет счет, монологическую речь, находит лишнее, и т. д.
4. является средством художественно-эстетического развития ребенка : например, знакомится с художниками с их репродукциями, приобщается к миру природы, знакомится с художественными произведениями: стихами, загадками и т. п.
5. вариативен: например, использование разрезных картинок, как для сложения, так и для составления рассказа по ним, также идет закрепление пройденного материала.
6. обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников: например, задания могут содержать ребусы, кроссворды, «ходилки». Дети проявляют творческую активность при изготовлении лэпбука : придумывают название «кармашкам», оформляют, украшают его и т. д.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада.
Преимущество использования лэпбука в работе с детьми в следующем:
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов[3].
Но существуют и недостатки лэпбука :
• требует много времени для изготовления и сбора информации;
• переработка информации требует определенный запас знаний, как педагога, так и родителей.
Лэпбук универсальное пособие, так как может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели [13]. Он включает в себя познавательные, коммуникативные, развивающие и игровые функции. Используется как на занятии, так и в самостоятельной деятельности
Используя познавательную функцию в лэпбуке, мы даем возможность детям проявить любознательность, расширить их кругозор, сформировать действия, направленные на познание окружающего мира, получить и закрепить знания о самом себе, других детях и людях. Дети узнают обо всем многообразии растительного и животного мира.
Одним из видов совместной деятельности взрослого и детей является создание лэпбука. Это эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству и совместному рaзвитию личности ребенка, как требует ФГОС ДО [3].
2.2 Создание и значение лэпбука в дошкольном возрасте
Создание лэпбука состоит из нескольких этапов:
1 этап – определение темы. Она может быть совершенно любой. Как и ее сложность. В младшем возрасте это могут быть общие темы. В старшем возрасте лучше брать частные темы.
Темами лэпбука могут стать :
-интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца);
-тематические недели;
-решение проблемных ситуаций;
-литературные произведения;
-интерес ребенка к конкретному виду деятельности.
2 этап – планирование. После того, как мы выбрали тему, мы пишем план. Ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому продумываем, что он должен включать в себя, какие задания, чтобы полностью раскрыть тему. Помощь детей здесь тоже важна, иногда они наталкивают на интересные моменты, которые сам не замечаешь.
3 этап – создание макета. Это самый интересный этап. Придумываем, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть рисуем макет. Здесь фантазия безгранична. Формы представления могут быть любые : от самого простого – текстового, до игр и развивающих заданий. И все это помещаем на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. Потом все это зарисовываем на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так нам было легче понять, как расположить все элементы.
4 этап – это сбор информации. Это могут быть пословицы, поговорки, загадки, игры по теме, стихи, рассказы, игровые упражнения, кроссворды, головоломки, «ходилки», раскраски и другая информация.
5 этап – создание, оформление лэпбука. В соответствии с нашим макетом мы делаем шаблон папки в натуральную величину. Используем для этого готовую картонную папку, обклеиваем ее цветной бумагой для принтера или самоклеящейся пленкой (можно использовать обои, края папки украшаем цветным скотчем или декоративной лентой, всевозможные кармашки в основном делаем из цветной плотной бумаги или картона.
6 этап – декорирование лэпбука. Здесь играет наша с детьми фантазия. Дети с удовольствием украшают лэпбук, применяя декораторские способности.
Поработав с лэпбуками можно прийти к некоторым результатам и выводам:
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук. Он способствует творческому развитию педагога.
Преимущества технологии «лэпбук» :
-активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
-позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
-развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
-помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
-помогает детям лучше понять и запомнить информацию;
-позволяет сохранить собранный материал;
-объединяет педагогов, детей и родителей;
-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно тематического планирования;
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
-обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и
детьми;
-способствует творческой самореализации педагога.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
2.3 Цели, задачи и содержание лэпбука «Животный мир Ульяновской области»
Лэпбук «Животный мир Ульяновской области» представляет собой папку- раскладушку, обклеенную самоклеющей бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки с играми, информацией для детей. Сначала подбираются материалы, фото. Затем делаются различные кармашки разной формы и величины. Весь материал разложен в различных кармашках, конвертах, которые все подписаны и для ориентирования детей приклеены картинки. Ребенок может составить рассказ по картинке, найти на картинке различных животных, сложить картинку, поиграть в различные дидактические игры, воспользоваться алгоритмами. Игры направлены на развитие речи, обогащения словаря, логического мышления, внимания, памяти.
Цель: формировать представления о животном мире, о места их обитания, сходство и различие, уметь называть части тела животных, правильно называть взрослое животное и его детенышей, описывать животное, его отличительные признаки, создавать образ животных в своем воображении.
Задачи:
- развивать речевую активность, наблюдательность, смекалку, память, зрительное и слуховое восприятие;
- способствовать формированию интереса к обучению детей, посредством лэпбука, систематизировать знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище, умение узнавать и называть животных и их детенышей);
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к природе, бережное отношение к животным.