Оля Колядина
Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, грамотно и качественно организовывать образовательную деятельность с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Публикация «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы,идеи,способыобучения,длятогочтобысоответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка.
Перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одной из таких возможностей современного образования, которую я сталаизучатьиприменятьвсвоейработе,являетсяноваядляменяформа работы с детьми – «лэпбук».
Актуальность данной темы является в том, что лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.
Можнопредположить,чтоповышениепознавательнойактивностидетейдошкольноговозраставозможнапривыполненииследующихусловий : систематическоеиспользованиелэпбукаобразовательнойдеятельности, свободныйдоступ лэпбука для детей, формирование устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.
Роль и значение лэпбука как инновационного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского означает «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это небольшая самодельная папка, книжка-раскладушка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Эту книжку ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Эта интерактивная книжка-раскладушка– отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Значение и применение лэпбука в детском саду
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью вспоминает интересные факты и сведения, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
В результате данной практики у детей формируются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Преимущества использования лэпбуков :
- ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;
- структурирует большой объем данных;
-побуждает интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности;
- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослыми;
- развивает креативность и творческое мышление;
- облегчает запоминание;
- объединяет детей для увлекательного и полезного занятия.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения и родителей к сотрудничеству. Он помогает объединить родителей и детей в ходе совместного его изготовления.
Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы)
- техническую (фото, видео)
- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1. Целеполагание (выбор темы).
2. Разработка лэпбука (составление плана).
3. Выполнение (практическая часть).
4. Подведение итогов.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности. Содержание лэпбука зависит от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.
Лэпбук также может выступать заключительным этапом как проектной деятельности, так и самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения какой-либо темы. Чтобы заполнить эту папку, ему нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Алгоритм работы над лэпбуком
Интерактивная папка лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Для того чтобы изготовить свой собственный лэпбук нужно определиться с его темой. Тема может быть совершенно любой. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы, например, по временам года: зима, весна, осень, лето. То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо брать узкие темы, несущие конкретную информацию. После определения темы составляется план того, что будет представлено в папке.
Например,планктеме «Правиладорожногодвижения» может охватывать следующие информационные блоки:
- «Дорожные знаки»;
- «Найди ошибку поведения»;
- «Правильно-не правильно»;
- «Транспорт»;
- «Торопыжка на улице»;
- Лото «Дорожные знаки»;
- Дидактическая игра «Собери картинку»;
- Разрезные картинки «Транспорт»;
- «Дорожные знаки в картинках».
В группе была создана копилка «умных книжек – самоделок», были разработаны лэпбуки различной тематики «Здравствуй, весна!», «Зима», «Удивительная математика», «Природа Уральского края», «Правила дорожного движения», «Сохраним планету», «Развитие связной речи. Мнемотехника», «Уральской старины сказитель. П. П. Бажов», «Развитие речи», «Наша Родина-Россия».
Итак, первый этап начинаем свыбора темы. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.
Тема лэпбука может быть любая :
•интересные события, происходящие с ребенком;
•увлечения детей;
•темы недели;
•литературные произведения;
•мультипликационные герои и т. д.
Темы могут быть какобщие, так ичастные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
При создании лепбука необходимо учесть:
эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
долговечность (с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
Второй этап – это план. После того, как мы выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему (что именно вы хотите в этой папке рассказать). Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал по всем пяти направлениям. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.
Третий этап - создание макета и оформление.
После составленного плана можно приступать к рисованию макета. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т. д.
После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Последним этапом работы будет представление своего продукта детям, его применение в своей педагогической деятельности.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе, для развития личности, мотивации и способностей ребенка, дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Разработка инновационного проекта по использованию лэпбука в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста
Лэпбук-этоуниверсальноепособие,котороеможетбытьитогомпроектнойи самостоятельной деятельностидетей.
Разработка инновационного проекта по использованию лэпбука в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста предусматривает следующие цели и задачи.
Цель: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Задачи проекта:
1. Развитие индивидуальности воспитанников.
2. Развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению.
3. Повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности.
4. Стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.).
5. Повышение интеллектуального уровня детей.
6. Развитие креативности и нестандартности мышления.
Механизм реализации проекта
Этапы проекта
Сроки исполнения
Проектные мероприятия
Организационный
Сентябрь
Изучение педагогической, методической и нормативной (ФГОСДО) литературы и интернет ресурсов
Основной
Октябрь– Ноябрь
Разработка модели лэпбука
Апробациялэпбукаи практическоеприменениев педагогическойдеятельности
Изготовлениевсовместной деятельностис детьми лэпбуков по выбранной теме
Заключительный
Ноябрь
Консультация для педагогов «Лэпбук,какинновационный подходвработесдетьми старшего дошкольного возраста»
Организация выставкилэпбуков «Лэпбук - это интересно!»
Размещение материала на сайте ДОУ
Презентация «Лэпбук,как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.
Лэпбук обеспечивает :
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Таким образом,можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тотфакт,чтоработанадсозданиемлэпбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.
Предполагаемый результат:
-активное вовлечение каждого дошкольника в процесс изучения материала;
- совершенствование межличностных отношений в группе;
- систематизация знаний детей по какой-либо определенной теие;
- родители, активно участвующие впроекте, например «Безопасная дорога», способны воспитать у детей чувство ответственности, навыки безопасного поведения на улицах города и дорогах.
Лэпбук, как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС
Дошкольная организация является базовой площадкой пообучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В своей работе сдошкольникамия использую множество различных форм, методов и приемов, которые активно пытаюсь видоизменить и разнообразить. Необходимость работы пообучению детей правилам дорожного движения обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детскогодорожно-транспортного травматизма. Безопасность детей надорогев первую очередь зависит от взрослых. Недостаточно просто рассказать, что у светофора три цвета, а переходитьдорогунужно только на зеленый сигнал. Самое важное – это личный пример и наличие знаний, опыта. Чаще всегоправила дорожного движенияочень сложно привить, потому что они не увлекают ребенка, они ему не интересны. ВнедрениеФГОСДО обуславливает необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественногообучения. Поэтомуяпредлагаювашемувниманию инновационное дидактические пособие -лэпбук для обучения дошкольников правилам дорожного движения.
Практическая значимость:
- возможность заменитьнепосредственнообразовательную деятельность на совместную, самостоятельную, игровую деятельность в более расширенной форме.
- эффективный способ повторения пройденного материала и закрепления лексическойтемы(«Дорожныезнаки»,«Транспорт»,«Правильно– неправильно»,«Торопыжка на улице»,«Найди ошибку поведения»и др.)
- в процессе работы слэпбукому детей появляются свои собственные идеи для оформления, организации, сбора материала, что способствует творческому развитию.
-лэпбукдает возможность работать с детьми индивидуально, в подгруппах, разделяя задания по сложности выполнения и цели воздействия.
Значениелэпбука для ребенка :
- понимание и запоминание информации;
-приобретение навыка самостоятельного сбора и организации информации;
- повторение и закрепление материала;
- структурирование сложной информации;
- развитие познавательного интереса и творческого мышления;
- внесение разнообразия даже в самую скучную, узкую тему;
- простой способ запоминания;
-объединение всей группы детей в детском садудля увлекательного и полезного занятия;
Цель дидактическогопособия:
Формирование системы знаний, умений и навыков детей поправилам дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей справилами дорожного движения, строением улицы идорожнымизнаками;
-научить детей предвидеть опасныедорожные ситуации, уметь по возможности их избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
-развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность надороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
- воспитывать чувство ответственности.
Пояснительная записка:
Данныепособияявляютсясредствомразвивающегообучения, предполагаютиспользованиесовременныхтехнологий:технологии организацииколлективнойтворческойдеятельности,коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Лэпбукв форме папки предназначен для детей старшей группы. В этой группе дети уточняют и расширяют представления о понятиях «улица»,«правила дорожногодвижения»;различаютиназываютэлементыдороги, транспортныесредства,средства регулирования дорожного движения; закрепляют знания основных сигналов светофора, ихзначения: знакомятся справилами перехода через дорогу, справиламиперехода проезжей части, справиламиповедения на улице и в транспорте.
ВданномлэпбукесистематизированыматериалыпоПДДдля развивающихзанятийсдетьмидошкольноговозраста. В него входит 9 развивающихзаданий:
- «Дорожные знаки». Цель: учить детей различатьдорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения надорогах.
-«Найди ошибку поведения». Цель: формировать знания детей одорожной безопасности.
- «Правильно- не правильно». Цель: научить ребенка ориентироваться вдорожной обстановке, предвидеть и предотвратить возможные опасные ситуации; рассмотреть схему близлежащего района к детскому саду.
- «Транспорт». Цель: закрепить знания детей о видахтранспорта: водный, наземный, воздушный.
- «Торопыжка на улице». Цель: развивать навыки безопасного поведения на улицах идорогах города, воспитывать грамотных пешеходов.
- Лото «Дорожные знаки». Цель: закрепить знания детей о видах транспорта,дорожных знаков, сигналах светофора.
- Дидактическая игра «Собери картинку». Цель: развивать восприятие. Фигура
- Разрезные картинки «Транспорт». Цель: развивать сообразительность, зрительноевнимание. Расширятьсловарь,развиватьграмматически правильную связную речь.
- «Дорожные знаки в картинках». Цель:учить соотносить речевую форму описаниядорожныхзнаков с их графическим изображением.
Таким образом получается, что реализация проекта «Безопасная дорога» с использованием лэпбука «Правила дорожного движения» сблизила всехучастников. Удетейрасширилсякругозор,совершенствовалась мыслительная деятельность, пополнилась предметно-развивающая среда за счет интерактивной папки.
При создании лэпбука в проектной деятельности дети научились добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т. д.) и развивает творческие способности ребенка.
Лэпбук «Правила дорожного движения»– итоговый результат проектной деятельности с детьми по теме «Безопасная дорога». Его изготовлению предшествуют тематические занятия, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. Подводя итог, можно выделить следующие преимущества использования лэпбука.
Лэпбук помогает :
структурировать сложную информацию;
развивать познавательный интерес и творческое мышление;
разнообразит тему;
научит простому способу запоминания;
объединит всю группу детей для увлекательного и полезного занятия.
Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Таким образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Мною был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов был разработан и создан макетлэпбука по теме «Правила дорожногодвижения»дляапробациивходепроектнойдеятельности «Безопасная дорога»приреализацииобразовательнойобласти «Социально- коммуникативное развитие». Эффективность применениялэпбукапозволила предположить возможность его использования в других образовательных областях.
Таким образом, лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
В ходе работы с данным пособием, я реализовала и продолжаю реализовывать несколько задач:
Развиваюсь сама, как профессионал.
Познакомила педагогов-коллег с новым видом обучения и развития детей.
Заинтересовала ребят и родителей, такая форма организации деятельности позволила поднять работу с родителями на более высокий уровень.
Я считаю, что использование лэпбука, как средство обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Данный опыт может быть использован в полном объеме воспитателями, старшими воспитателями, частично – узкими специалистами ДОУ в процессе организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, комплексно – тематическом планировании, взаимодействии с семьями воспитанников.