Наталья Шпакова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми среднего возраста «Лунтик и его друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые», используя различные виды детской деятельности; расширить и активизировать словарь признаков, действий. закреплять умения правильно согласовать в речи числительные с существительным; стимулировать речевую активность детей, закреплять использование в речи детей предлога НА;
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми среднего возраста „Лунтик и его друзья“» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы, память, зрительное внимание, тонкую и общую моторики;
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук (проектор); презентация; бабочки на палочке (по количеству детей, аудиофайл «Вальс-шутка» из Балетной сюиты №1 Д. Шостаковича (любой другой подходящий, на усмотрение, цветные карандаши, картинки-раскраски насекомых (раскраски можно скачать с сайта https://www.hobobo.ru/raskraski/raskraski-iz-multfilmov/luntik/ или любого другого).
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Логопед: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Но чтобы узнать кто он, необходимо отгадать загадку. Готовы?
Слайд 2.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Его любят малыши. (Лунтик)
Логопед: - Давайте посмотрим на экран. (Видео с 3 слайда - кликнуть посередине слайда)
II. Основная часть:
- Правильно, к нам в гости пришёл Лунтик. (Слайд 4)
Логопед: - Ребята, а вам нравится Лунтик? (ответы детей) Расскажите мне, какой он – Лунтик?
(Ответы детей: добрый, веселый, смелый, любознательный, хороший друг).
Логопед: - Лунтик пришел в гости к нам не один. С ним пришли его друзья.
Давайте вспомним и назовем друзей Лунтика. Дети отгадывают загадки:
Слайд 5.
Имя взял у кузнеца,
А цвет у огурца.
Сидеть он просто не привык,
По травинкам прыг да прыг! (Кузнечик Кузя – слайд 6)
Слайд 7.
На берёзовом листочке
Кто-то красненький сидит.
Спинка-крылья – в чёрных точках.
Замерла, как будто спит.
Посидела, посидела…
Вверх взвилась и улетела.
Симпатичная плутовка,
Эта. (Божия коровка Мила – слайд 8)
Слайд 9.
Рано утром он встает
И кипит работа.
Два ведра с собой берет
Собирает туда мед. (Пчеленок – слайд 10)
Слайд 11.
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга(Муравей – слайд 12)
Слайд 13.
Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка – слайд 14)
Слайд 15.
Не паук и не комарик,
Днём он – маленький жучок,
Ночью – маленький фонарик.
Он зовётся(Светлячок – слайд 16)
Слайд 17.
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук – слайд 18)
Слайд 19.
Две забавные гармошки
По листочку все ползут,
Выбирают там местечки
И грызут, грызут, грызут! (Гусеницы Пупсень и Вупсень - 20)
Логопед: - Ребята, посмотрите, как много друзей у Лунтика. (Слайд 21) Скажите, а как можно назвать их одним словом?
(Насекомые)
Логопед: - Правильно ребята. А за то, что вы отгадали их, Пупсень и Вупсень хотят вас научить одной интересной гимнастике. Повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Гусеница» (Слайд 22)
Гусеница, гусеница, ладонь одной руки «ползет», как гусеница,
складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне
другой руки от плечевого сустава до кончика
пальцев
Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне
руки
По травинкам ползает, то же проделываем, меняя руки: «от корня к
верхушке»
Кушает листочки: и по другой стороне обратно
Ам! Ам! Ам! Ам! ладони складываем вместе перед собой. При
каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по
другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами,
кроме большого, прямые пальцы другой ладони;
затем ладони меняются ролями
Поела — останавливаемся, сложенные вместе ладони
расслабляются
Спать захотела. одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает —
держит кулачок, как яблоко
Проснулась — постепенно расправляем ладони
Бабочкой обернулась! руки перекрещиваем в районе запястий, ладони
теперь — крылья бабочки
Полетела, полетела, полетела! машем «крыльями»: запястья или
предплечья перекрещены, левая ладонь машет
возле правого плеча и наоборот
Логопед: - А кто ещё помнит какие-нибудь сказки про насекомых?
Дети: - «Муха-цокотуха», «Тараканище» К. Чуковский, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Пчела Майя и её приключения» В. Бонзельс (предварительное знакомство детей с произведениями с помощью воспитателя) (Слайд 23)
В затруднительных случаях помочь вспомнить детям произведение, прочитав небольшой отрывок из него:
«Муха-Цокотуха» - «Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
«Тараканище» - Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
«Как муравьишка домой спешил» - Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
«Пчела Майя» - За эту весну я воспитала уже сотни пчелок и научила их летать, но такой любопытной еще не встречала.
Логопед: - Ребята, а расскажите, что умеют делать друзья насекомые Лунтика? Давайте вместе подберем слова-действия!
Дети: - Ползать, летать, прыгать, жужжать, стрекотать, прятаться…
Логопед: - А кто из насекомых умеет летать? (прыгать, жужжать)
Логопед: - Правильно, а ещё насекомые любят играть. А вы хотите с ними поиграть. Становитесь все в кружок.
Физкультминутка «Стрекоза» (Слайд 24) - движения по тексту
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Слайд 25.
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, кто это идет ТАК, что все бабочки в стороны разлетаются. (Ответы детей)
Логопед: - Как вы думаете, почему бабочки прячутся?
Логопед: - Проверим, хорошо ли они спрятались? (Слайд 26 - дети находят по очереди на картинке всех бабочек)
- Давайте их сосчитаем и узнаем сколько всего на полянке бабочек. (считают хором: одна бабочка, две бабочки, три … перед каждой цифрой щелчок мышью)
- Ваня, сколько всего бабочек спряталось на полянке? (полный ответ ребёнка; щелчок мышью откроет цифру 5)
Слайд 27.
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, что происходит? Почему красный карандаш зачёркивает картинки? (Ответы детей)
- Конечно, так НЕЛЬЗЯ обращаться с насекомыми. Разве можно ногами наступать на них. (Нет) Почему? (Ответы детей). А бабочек ловить? Может можно разрушать их дома? А как вы поступаете?
- Вы все молодцы, потому что знаете, что насекомые тоже живые и к ним надо очень бережно относиться и за их жизнью мы можем только аккуратно и незаметно наблюдать. (Слайд 28)
Логопед: - А вы догадались, какая самая любимая игра у насекомых?
Дети: - Прятки! (В случае затруднения, подвести детей к ответу)
Логопед: - Предлагаю поиграть с ними в прятки. Насекомые будут прятаться, а мы с Лунтиком будем их искать. Готовы? (Слайд 29)
Ход игры: 1 щелчок на слайде закрывает глаза Лунтику, дети за ним закрывают глаза. 2 щелчок прячет героя. Дети вместе с Лунтиком на 3 щелчок открывают глаза. Угадывают, кого не стало? (Кто спрятался) 4 щелчок показывает спрятавшегося героя. Игра повторяется ещё три раза, пока не спрячется каждый герой.
Слайд 30.
Логопед: - Посмотрите, бабочки прилетели и тоже хотят с вами поиграть.
Логопед раздаёт каждому ребёнку в руки бабочку и предлагает им полетать по кабинету под тихую плавную музыку. Перед этим логопед объясняет, что на счёт 3 нужно помочь бабочке сесть на какой-нибудь предмет. Логопед выключает музыкальное сопровождение (На слайде в центре нажать на начало трековой дорожки или включить своё произведение, дети начинают двигаться вместе с бабочками, так, чтобы они не соприкасались друг с другом.
Логопед: - Бабочки летают раз,
Бабочки летают два,
Бабочки летают три,
Уставшей бабочке место найди.
Музыка выключается, и дети сажают своих бабочек на какой-либо предмет.
Логопед спрашивает: Вася, НА какой предмет села твоя бабочка?
Вася – Моя бабочка села НА ….
Таким образом логопед опрашивает всех детей.
Логопед следит за тем, чтобы 1) дети соблюдали правильную конструкцию предложения используя предлог НА и 2) дети давали развёрнутые ответы.
III. Итог занятия
Логопед: - Ну что же, настала пора прощаться с Лунтиком. (Слайд 31) Вам понравился наш сегодняшний гость. Чем он вам понравился? Что вам больше всего запомнилось? А чтобы вы не забыли Луника и его друзей, они решили подарить вам на память свои фотографии! Только они черно-белые. Но у нас с вами есть цветные карандаши и мы сейчас сделаем их разноцветными. Согласны? (Если по времени не уложились в занятие, то можно оставить эту деятельность на другое свободное время)
Логопед: - Ну как, похожи ваши фотографиях на наших героев? А теперь давайте попрощаемся с Лунтиком и его друзьями.