Елена Корчагина
Методическая разработка интегрированной НОД с использованием ИКТ для детей подготовительной группы по обучению ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95»
Областной конкурс «Лучшее методическое сопровождение по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма»
Номинация:
непосредственной образовательной деятельности (познание + аппликация) с использованием ИКТ для детей подготовительной группы по обучению основам безопасного поведения на дороге.
Тема: «Фликер-талисман безопасности»
Публикация «Методическая разработка интегрированной НОД с использованием ИКТ для детей подготовительной группы по обучению ПДД» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Разработала воспитатель : Корчагина Е. В.
г. Златоуст
2020 год
Пояснительная записка.
Все участники движения в соответствии с пунктом 1.3 ПДД «Обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения…». В данном случае работает презумция знания закона, то есть его незнание не освобождает от ответственности. В основном случаются происшествия с участием детей, причиной несчастных случаев с детьми на дороге- несоблюдение ПДД, незнание правил, а также отсутствие световозвращающих элементов на одежде- фликеров.
Фликер- это аксессуар- талисман, из световозвращающих материалов, обязательный в осенне- зимний период, он делает людей заметнее на дороге в темное время суток и при плохой видимости: в туман, в дождь…
Наши дети - самые маленькие участники дорожного движения, но не смотря на это, они должны многое знать и понимать об опасности на дороге и напоминать эти правила вечно куда то торопящимся родителям. В нашем детском саду ведется систематическая работа по формированию культуры поведения на дороге дошкольников. Основной процент дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами для пешеходов приходится на темное время суток. Наш детский сад находится в регионе, который в осенне- зимний период рано темнеет, это значит, что утром дети вместе с родителями идут в детский сад по темноте, а также вечером домой идут в темное время суток. Кроме того, к сожалению, малоосвещены улицы.
Сделать пешеходов «заметными» для водителей могут только световозвращающие элементы на одежде.
Цель ношения фликеров необходимо объяснить родителям, которые считают это игрушкой лишней и ненужной.
Официально, с 1 июля 2015 года Правительство РФ ввело штраф за отсутствие световозвращающих элементов на одежде. По закону, если водитель сбивает пешехода без световозвращающих элементов на одежде в условиях плохой видимости, то водитель может избежать наказания или получить минимальное наказание, потому что в этом случае правило нарушили оба. Итак, ношение фликеров – это залог безопасности пешехода в темное время суток и при плохой видимости.
Данный конспект НОД направлен на решение задач формирования навыков безопасного поведения в темное время суток на улице у детей дошкольного возраста. НОД основана на деятельном принципе, это значит, что все дети активно принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности.
Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Детский сад № 95» разработана на основе комплексной «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В конспекте НОД задействованы все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволило снизить утомляемость воспитанников, тем самым повышая интерес к материалу.
Форма организации детей – групповая.
Цель: выполнить аппликацию в виде талисмана- фликера из световозвращающих элементов, для снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения в темное время суток.
Программное содержание:
Обучающие :
1. обобщить представления детей об особенностях улицы, о правилах безопасного поведения на улице, о значении дорожных знаков, о работе светофора;
2. объяснить детям, что такое фликер и необходимость его использования для безопасности всех участников дорожного движения в темное время суток;
Развивающие:
1. формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем самым свою безопасность и своих родных;
2. развивать память, внимание, сообразительность, наблюдательность, активизировать словарь по теме;
Воспитывающие:
1. вызывать положительный эмоциональный отклик на изготовление аппликации- талисмана фликера;
2. воспитывать у детей отзывчивость, доброту и желание прийти на помощь к нуждающимся, а также необходимость ношения на верхней одежде фликеров и правильного их расположения на одежде.
Педагогические средства и оборудование, необходимое для данной НОД:
- ноутбук, колонки, экран, мультимедийный проектор, презентация.
Демонстрационный материал:
макеты дорожных знаков, макет светофора, виды световозвращающих предметов- фликеров (брелоки, браслеты, термо- наклейки, значки, номер автомобиля, спецодежда «ДПС»
Раздаточный материал для продуктивной деятельности:
- шаблон из картона: собачий след из мультфильма «Щенячий патруль» (10*10см);
- шаблон из картона в виде щита из мультфильма «Щенячий патруль» (10*10см);
- самоклеющаяся, световозвращающаяся бумага (10*10см);
- простой карандаш ТМ;
- ножницы детские;
- дырокол;
- синий картон (10*10см);
- лента (10*2см).
Раздаточный материал воспитателю для данной НОД:
- мячики из сухого бассейна (зеленый, красный, желтый);
- разрезная световозвращающая картинка «Три Дорожных знака: «Дети», «Место остановки автобуса», «Подземный пешеходный переход»;
- фонарики по количеству детей-18 штук.
Словарная работа: дорожные знаки, фликер, светофор, световозвращающие элементы, безопасность.
Методические методы и приёмы :
Практические:
дидактические, развивающие игры по ПДД, пальчиковая гимнастика, выполнение аппликации, участие в подвижных играх.
Наглядные:
просмотр презентации на интерактивной доске, рассматривание световозвращающих предметов.
Словесные:
загадки, беседа, заучивание стихотворения.
В конспекте хорошо представлены: эмоциональный настрой, проблемная ситуация, эксперимент, игровой момент, решение проблемной ситуации, активизация словаря, продуктивный момент, рефлексия.
Самостоятельная деятельность детей :
- рассматривание картинок с дорожными знаками;
- настольная игра «За рулём»;
- сюжетно-ролевые игры: «инспектор ГИБДД», «Маршрутное такси»;
- пальчиковая игра «В нашем городе»;
- дидактическая игра- бродилка «Путешествие по улицам нашего города»;
- Д/И «Сигналы светофора», «Дорожные знаки»
Предварительная работа воспитателя с детьми:
- создание коллективной работы «Безопасный маршрут»;
- просмотр презентации «Осторожно: улица!»;
- рисование «Дорожные знаки», аппликация «Маршрутное такси», лепка «Светофор», конструирование «Детский сад»;
- словесная игра с мячом «Кто больше назовёт дорожных знаков»;
- рассматривание и обсуждение ситуаций из серии картинок «Правила езды на велосипеде»;
- беседа: «Виды и сигналы светофоров», «Я-пешеход», «Дорожные знаки»;
- чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», М. Пляцковский «Стоп, машина!», С. Михалков «Если свет зажёгся красный», Б. Житков «Светофор»;
- Онлайн-урок по ПДД с инспектором по пропаганде и безопасности дорожного движения отдела ГИБДД по ЗГО Рунова О. ;
- изготовление атрибутов к играм по ПДД;
- оформление в группе центра по ПДД.
Предварительная работа воспитателя с родителями воспитанников:
- нарисовать рисунок, где герой нарушает ПДД;
- помощь в оформлении группы и фотовыставке «Я и знак»;
- беседа на тему: «Безопасная дорога домой. Фликер- мой друг».
- памятка для родителей «Безопасность детей – забота взрослых».
Планируемый результат:
- дети знают, что дорогу переходить только на зеленый свет светофора и только по пешеходному переходу;
- дети знают, что нельзя играть на дороге или около проезжей части;
- дети знают некоторые дорожные знаки;
- дети знают, что такое фликеры, их виды, для чего они нужны и применяют их для своей безопасности;
- дети умеют сами создать фликер;
- у детей сформированы понятия «дорожные знаки», «светофор», «световозвращающие элементы, «безопасность».
Подробный конспект непосредственно образовательной деятельности:
Эмоциональ-ный
настрой.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе всегда светло и весело! Вы мои солнышки! Давайте вместе улыбнёмся, зарядимся положительными эмоциями и подарим хорошее настроение друг другу!
(Заходит Скай и Крепыш из Щенячьего патруля с рюкзаками, звучит музыка, дети танцуют).
Герои: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Здравствуй, Скай и Крепыш, вы откуда?
Герои: мы из школы.
Воспитатель: какие молодцы, что зашли к нам в гости, давайте с нами поиграем.
Ребята, послушайте, пожалуйста отрывок из стихотворения русского поэта А. С. Пушкина и догадайтесь, о каком времени года идё т речь:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»
Дети: об осени!
Слайд 1
Слайд 2
Проблемная ситуация
Воспитатель: да, ребята, осенью дни становятся короче, рано темнеет, солнышко редко появляется. Всё небо затянуто серыми тучами, всё чаще идут холодные проливные дожди, по ночам морозцы, а по утрам туманы.
Мы с вами живем в таком регионе, когда осенью и зимой рано темнеет и, получается так, что утром идем- на улице темно и вечером домой мы идем, на улице опять темно, и нас на дороге и на переходе не видно. Как же быть?
Скай: нужно быстро переходить дорогу, мы же видим машину.
Крепыш: а ещё стоять и ждать, когда нас увидят и пропустят нас, а еще лучше по темноте вообще не ходить.
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, что помогает водителям видеть знаки и пешеходов в темноте?
Дети: фары, фонари
Воспитатель: когда темно и машина едет, включает фары, и всё равно водителям очень сложно разглядеть пешеходов. Как же нам помочь добраться домой в темное время суток целыми и невредимыми?
Скай: а я кажется, знаю! Нам срочно нужно провести эксперимент! Ребята, вы темноты не боитесь?
Дети: нет!
Воспитатель: а к открытию новых знаний, вы готовы?
Дети: да! Слайд 3
Эксперимент «водители и пешеходы в темное время суток» Воспитатель: тогда, давайте представим, что в нашей группе- темное время суток и вы все участники дорожного движения.
Ребята, давайте с вами разделимся на две коменды на «первый-второй», итак, первая команда- пешеходы, вторая команда- водители, вот держите фонарики, это ваши фары и в путь!
(В группе выключают свет и инсценируют движение машин с фонариками- фарами, а пешеходы пытаются перейти дорогу).
Воспитатель: ну что господа-водители, вам пешеходов видно из- за света фар?
Дети: нет!
Воспитатель: а вам, уважаемые пешеходы, трудно перейти дорогу без светофора?
Дети: да!
(фонарики убирают, включают макет светофора).
Крепыш: ребята, что такое светофор и зачем он нужен на дороге?
Дети: светофор- это трехцветный прибор, который запрещает или разрешает движение пешехода и водителя.
Включается светофор, загорается зеленый, водители останавливаются и пешеходы переходят.
Игровой момент
«Сигналы светофора» Скай: ребята, а я знаю игру «Сигналы светофора», поиграем?
Дети: да!
(Скай по очереди показывает мячики из сухого бассейна разных цветов, а дети внимательно выполняют движения, согласно правилу) :
Если горит красный- крикнуть «Стой!»,
Если горит жёлтый- стоять и хлопать в ладоши,
Если горит зеленый- шагать на месте. Слайд 4
Беседа
Активизация словаря:
«дорожные знаки», «безопас-ность» (Выключается свет и отражаются дорожные знаки).
Крепыш: а что это такое?
Дети: это дорожные знаки.
(свет включается).
Крепыш: а для чего они нужны?
Дети: знаки нужны для машин
Воспитатель: ребята, давайте я ваш ответ дополню, дорожные знаки- это такие знаки, установленные у дороги, которые необходимы для безопасности всех участников дорожного движения.
Крепыш: а что значит безопасность на дороге?
Воспитатель: безопасность на дороге- это отсутствие нарушений правил дорожного движения.
Скай: Крепыш, ты, наверное замечал, что когда ты идешь днем по улице, ты хорошо все дорожные знаки видишь, а когда темно на улице, то дорожные знаки отражаются от света фар машин и светятся таким образом.
Крепыш: да, замечал.
Словесный момент
(игра +
объяснение)
Игра «Собери знак»
(Разрезные свето-возвраща-ющие картинки)
Загадки Воспитатель: ребята, давайте разделимся на три команды.
(Дети делятся на «первый-второй-третий», в каждой по 6 человек.
Выключается свет и раздаются фонарики).
Воспитатель: Перед вами столы, на столах лежат разрезные картинки, ваша задача, как можно быстрее собрать картинки в темноте, освещая фонариками и сказать, какой знак вы собрали.
(Дети проходят к столам и стоя собирают картинки из световозвращающей бумаги, освещая их фонариками. После того, как дети соберут разрезные картинки, называют знаки и отдают фонарики).
Воспитатель: Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадки будете находить на экране и называть:
В белом треугольнике
С каемкой красной
Человечкам- школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге …
Дети: Дети!
Воспитатель: правильно, молодцы! Следующая загадка про знак:
Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Дети: Место остановки автобуса.
Воспитатель: умнички, и последняя загадка:
Под дорогою нора.
Кто быстрее всех поймёт,
Почему по ней с утра
Ходят люди взад- вперед?
Дети: Подземный пешеходный переход.
Воспитатель: Все загадки отгадали и на экране показали. Молодцы!
Дорожные знаки днем совершенно кажутся обычными, а в темноте они вспыхивают ярким светом. И «виноваты» в этом маленькие стеклянные шарики, напыленные на изображение знака.
Слайд 5
Слайд 6
Беседа
Активизация словаря:
фликер, световозвра-щающие элементы,
Воспитатель: Наш эксперимент продолжается, Крепыш, возьми пожалуйста фонарик и посвети на Скай.
(Выключается свет, Крепыш светит фонариком и находит номер машины и различные фликеры у Скай).
Крепыш: ого, оказывается на автомобильных номерах тоже есть такое световозвращающее напыление! Скай, а у тебя на одежде и на рюкзаке что то светится!
Скай: на одежде у меня световозвращающие полоски, а на рюкзаке- фликер, мой талисман.
Крепыш: ребята, а что такое фликер?
Дети: фликер- это предметы, которые светятся в темноте.
Воспитатель: да, правильно, Фликер- это аксессуар- талисман, из световозвращающих материалов, обязательный в осенне- зимний период, он делает людей заметнее на дороге в темное время суток и при плохой видимости, например в дождь и туман.
Световозвращающие элементы обычно крепят на верхние части рукава или рюкзака, а также на штанах, на головном уборе, на обуви и даже на варежках. Для того, чтобы сделать более заметными на дороге коляску или санки используют световозвращающую ленту, наклеив её обязательно по бокам и сзади. На велосипеде её наносят на раму и багажник. Чем больше фликеров, тем заметнее человек или предмет на дороге.
Воспитатель: Есть даже такой закон во всём мире, чтобы люди обязательно носили одежду и обувь со световозвращающими элементами.
Ребята, как вы думаете, люди каких профессий работают в ночное время суток и носят спецодежду со световозвращающими элементами?
Дети: полиция, скорая помощь, пожарные, железнодорожники, шахтеры, дорожные службы…
Скай: кстати, в нашей школе у всех детей есть такие фликеры, только у всех они разные: значки, брелоки, браслеты, термо-наклейки. А я свой талисман сама себе сделала. Этот талисман приносит удачу и оберегает меня.
Крепыш: я тоже хочу такой же фликер себе.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, тоже себе фликер?
Дети: да!
Воспитатель: тогда начнём!
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Пальчиковая гимнастика
«Дорожных правил очень много».
Скай: подождите, давайте все вместе перед началом работы сделаем пальчиковую гимнастику, повторяйте за мной:
Дорожных правил очень много.
(«грозят» пальчиками)
(загибают поочередно пальцы) :
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход»
(пройти пальчиками по «переходу»).
Правила все надо знать
(хлопки руками)
И всегда их выполнять.
(показывают «класс!» большим пальцем)
Продуктив-ный момент:
Изготовле-ние фликера (тихо звучит музыка из мультфильма «Щенячий патруль»).
Воспитатель: ребята, давайте пройдем к столам и по-скорей начнём изготовление фликеров.
Для начала возьмите шаблон «След», карандашом обведите на световозвращающей бумаге;
Теперь возьмите ножницы и вырежьте по линии, отложите в сторону;
Молодцы, возьмите шаблон «Щит», также карандашом обведите на картоне синего цвета и ножницами вырежьте по линии;
А я сейчас пройду с дыроколом и сделаю отверстие в верхней части «Щита»;
Затем возьмите «Щит» и на него наклейте «След»;
И в конце, возьмите ленту, вставьте в отверстие и завяжите на узел. Ваш фликер готов.
Скай: ну что, Крепыш, теперь и у тебя есть свой талисман- фликер.
Крепыш: да, ребята, спасибо вам большое, и мне теперь одному на улице не страшно и даже в темное время суток, ведь у меня теперь есть свой талисман- фликер. Я пока выполнял фликер даже сочинил стих про него:
Если вышел в путь,
Ты про фликер не забудь!
Ты его с собой бери,
Пригодится он в пути!
Воспитатель: отличный стих и не сложный, легко его запомнить мы сможем. Обязательно выучим этот стих и расскажем родителям, правда, дети?
Дети: да!
Слайд 12
Рефлексия Воспитатель: мы так рады были видеть вас, герои.
Крепыш: спасибо вам большое, вы мне очень помогли, ну что ж, нам пора! До свидания!
Скай: До свидания! До встречи в школе!
Дети: До свидания!
(Воспитатель уточняет, как дети усвоили материал, что нового узнали, понравилось ли им) :
- сегодня вы были очень внимательными, узнали много нового, ребята, вы запомнили для чего придумали носить фликеры?
Дети: фликеры придумали для безопасности на дороге вечером.
Воспитатель: молодцы, не забывайте пожалуйста носить фликеры и расскажите родителям о том, чтобы тоже обязательно носили их.
Ну, а теперь пойдёмте и прикрепим к своей верхней одежде фликер! Дети, ура?
Дети: ура!
Слайд 13
Слайд 14
Методическое обеспечение
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка- Синтез, 2014.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : Детство - Пресс, 2011.
3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. - СПб. : Детство - Пресс, 2010.
4. Занятия по правилам дорожного движения. // Под редакцией Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Козловская Е. А. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма. - М. : ИД «Третий Рим», 2008.
6. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
7. Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с ПДД: Для работы с детьми 3-7 лет. - М. : Мозайка-Синтез, 2013.
8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения».- М. : Скрипторий 2003, - 2007.