Любовь Ерохина
«Ложка деревянная, ложка музыкальная». Познавательно-творческий проект
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили музыкальные руководители : Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В.
Паспорт проекта
Тема: «Ложка деревянная, ложка музыкальная»
Вид проекта : коллективный, познавательно - творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (до 2-х недель)
Публикация «„Ложка деревянная, ложка музыкальная“, Познавательно-творческий проект» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Участники проекта : воспитанники ДОУ (2 младшая группа, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Направление развития: художественно-эстетическое.
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Содержание:
1. Актуальность проекта
2. Цель проекта
3. Задачи проекта и результаты
4. Ресурсное обеспечение проекта
5. Деятельность в рамках проекта
6. Заключение
7. Приложение
«Народная культура является
тем чистым источником, из которого
подрастающее поколение, взяв лучшее
из прошлого, сделает лучшим будущее»
Алексей Васильевич Трехлебов
- автор книг по духовному наследию.
Актуальность проекта.
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды, встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался наш проект.
Почему именно ложка?
Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.
Проект «Ложка деревянная, ложка музыкальная» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах и традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию музыкальной, творческой деятельности и игрового опыта детей.
Проблемные вопросы проекта :
Что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.
Цель проекта :
Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам, формировать детский, творческий потенциал.
Задачи проекта :
• Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте.
• Обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды, в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса).
• Совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную, музыкальную ложку, развивать фантазию и творческое воображение ребенка.
Ожидаемые результаты:
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:
• Ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры, использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми.
• Ребенок способен воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного, музыкального творчества.
• Ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового.
• Ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой, активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование, создание театра из ложек совместно с родителями.
Субъекты проекта :
- дети, посещающие младшую группу дошкольного учреждения.
- воспитатели, музыкальный руководитель, семьи воспитанников.
Этапы работы:
Подготовительный
- Подбор художественной литературы для чтения.
- Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
- Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.
- Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.
- Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
- Составление рекомендаций для родителей по изготовлению кукольно-ложечного театра.
Основной (практический) :
- Чтение художественной литературы: Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка».
- Дидактические игры на классификацию: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру, «Из чего ложечка?» (материал, «Для чего и почему?» (по назначению).
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды».
- Игры-забавы: «Пронеси – не урони!», «Утром солнышко проснется»,
«Музыканты».
- Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола».
-Разучивание логоритмических упражнений «Ложкари».
- Подготовка танца по песне Железновой «Ложкари».
- Лепка: «История ложечки».
- Рисование: «Волшебные ложки»
- Изготовление ложковых кукол родителями в сотворчестве с детьми.
Заключительный – Презентация проекта на педагогическом совете, выступление детей на праздниках, показ театра из ложек «Теремок».
Результат работы по проекту.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития творческих способностей:
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, русским народным костюмом, промыслами.
- возросла речевая активность детей.
2. Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта :
- родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками для свободного музицирования.
- с удовольствием приняли участие в подборе пословиц, попевок, стихов и загадок по теме.
- продолжается совместная работа по изготовлению кукольно-ложечного театра.
3. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.
Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности. Поэтому необходимо, как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.
Используемая литература и источники интернет
1. Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990;
2. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», Москва, АРКТИ, 2002;
3. М. Ю., Картушина «Логоритмика для малышей». Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2011.
4. Т. А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001;
6. https://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html - деревянные ложки
7. https://nechtoportal.ru/istoriya-veshhey/istoriya-lozhki.html - история ложки
8. https://video.mail.ru/mail/kln.55/6422/6463.html - видео Хохлома.
9. https://stranamasterov.ru/node/454664 - Ложковый кукольный театр.
10. https://oskazkax.index.ru сказка «Жихорка», Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении.