Елена Аникина
Логоритмика как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Публикация «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движение.
Логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия :
1. Вводная часть. Приветствие, настрой на работу. Длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2. Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Основная часть выполняется в кругу, т. к. сам по себе круг является базовой фигурой, где каждый может работать одновременно и согласованно со стоящим рядом. Преимущество такого расположения в том, что все видят всех, т. е. есть возможность видеть артикуляцию взрослого и одновременно слышать речь, выполняя действия (движения) вслед или вместе с педагогом.
При составлении занятий не обязательно, чтобы в основную часть были включены сразу все виды упражнений. Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использования речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Занятия логоритмикой проводится 1- 2 раза в неделю. Занятия проводят учитель-логопед с музыкальным руководителем и воспитателем, в тесной интеграции, что очень важно для успешной коррекционной работы. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей.
При разработке любой логоритмической деятельности учитывается главный принцип достижения эффективности в работе - индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Так же, важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку - это залог успешной работы.