Мария Шацкая
Логоритмические упражнения в коррекционно-образовательной работе с детьми
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального
образования Усть-Лабинский район
«Логоритмические упражнения в коррекционно-образовательной работе с детьми»
Работая учителем-логопедом в детском саду, и имея профессию музыкального руководителя, я в своей работе часто использую логоритмические упражнения. Данная авторская разработка предназначена для работы с детьми дошкольного возраста 4-7 лет. Для удобства работы логопедов и воспитателей, музыкального руководителя компенсирующих групп, они даются по лексическим темам. В основе содержания упражнений — любимые занятия дошкольников, знакомые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отраженный в речевом материале, дает возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе.
Публикация «Логоритмические упражнения в коррекционно-образовательной работе с детьми» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением. Эта комплексная методика включает в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического развития. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально- двигательные упражнения. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях, даже избавиться от заикания. По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами и музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов.
Основными задачами логоритмического воздействия являются :
1. развитие слухового внимания и фонематического слуха;
2. автоматизация и дифференциация звуков,
3. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
4. развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных представлений;
5. воспитание умений перевоплощаться, выразительности и граций движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
6. воспитание переключаемости от одного поля деятельности на другое;
7. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
8. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
9. формирование, развитие и коррекция слухо- зрительно – двигательной координации.
Предлагаемые логоритмические упражнения можно использовать в образовательной деятельности. К знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику, упражнения для речи с движением, чистоговорки на отработку и дифференциация проблемных звуков. Ребенок повторяет за взрослым чистоговорку, опираясь на зрительный образ. Так-же можно использовать речевой материал на музыкальных занятиях. Некоторые задания дополняются раскрасками. Новизна опыта состоит в разработке материалов, методов и приемов работы, способствующих к внедрению элементов логоритмики в коррекционно-развивающую деятельность с детьми с ОНР.
Тема: «ИГРУШКИ»
Мы с игрушками играем,
(сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)
Пирамидку собираем.
(кладем друг на друга ладони несколько раз)
В мячик весело играем,
(руки вперед «подбрасываем мяч»)
Кубики мы собираем.
(двигаем руками перед собой, слегка раскрытыми кистями)
Раскрась картинки
Тема: «ОДЕЖДА» «ОБУВЬ»
Обувать сапожки,
Буду я на ножки.
(показывает надевает сапоги)
Куртку быстро застегну,
(застегивает куртку)
И на двор гулять пойду.
(шагает на месте)
Раскрась картинки
Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Зайка серенький сидит,
(присел)
И ушами шевелит.
(Руки у висков, шевелим кистями рук)
Страшно бедному в лесу,
(показывает как дрожит)
Повстречал он здесь лису.
(прячется)
Раскрась картинки
Тема: «ПТИЦЫ»
Мух зеленых и жуков
Очень любит птичка.
И надеется поймать
Паучка синичка.
(соединяет поочередно все пальцы с большим на правой и левой руке)
Раскрась картинки
ТЕМА: «Домашние животные»
Добрый пес дом стережет
Кошка мордочку все трет,
А коровушка Буренка
Смотрит грозно на цыпленка.
(соединяет поочередно все пальцы с большим на правой и левой руке)
Раскрась картинки
Тема: «Магазин» (дифференциация звуков[с-з])
Зин-зин-зин- мы заправили бензин.
Зин-зин-зин- мы поедем в магазин.
Су-зу-су -мы купили колбасу.
Сы-зы-сы- нет здесь больше колбасы.
Ас-ас-ас- мы купили ананас.
Ус-ус-ус-прекрасный он на вкус.
Ис-ис-ис ананасы ест Денис.
Саны-саны-саны- мы купили круассаны.
Сан-сан-сан -очень сладкий круассан.
Автоматизация звуков в чистоговорках. Речь с движением.
Тема: «Детский сад» Автоматизация звука [р]
Тру-тру-тру- умывайся по-утру.
(показывает как умывается)
Тра-тра-тра-в садик едем мы с утра. (показывает движение)
Тро-тро-тро-едем в садик на метро.
Тра-тра-тра-любит завтрак детвора. (показывает, как он кушает)
Тра-тра-тра- игры любит детвора. (показывают, с чем и во что они любят играть)
Тру-тру-тру- в кружок собрали детвору. (встали взявшись за руки)
Тра-тра-тра- веселится детвора. (прыгают на месте)
Тема: «Домашние животные» Автоматизация звука [т]
Та-та-та-нам подкинули кота.
То-то-то- с новой кошкой не легко.
Тол-тол-тол- кошка прыгнула на стол.
Тул-тул -тул- кошка прыгнула на стул.
Коза (дифференциация звуков[з-ж])
За-за -за -у меня живет коза.
Жу-жу-жу-с той козой я не тужу.
Зы-зы-зы- колокольчик у козы.
За-за-за- на лугу стоит коза.