Пащенко Карина
Логопедическая коррекция речевого и сенсомоторного развития у детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая коррекция речевого и сенсомоторного развития у детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты
С рождением ребенка особая ответственность за его нервно- психическое здоровье ложится на семью. Сон, крик движение и другие физиологические реакции организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной нервной системы. Поэтому родители совместно с врачами должны следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонения. Работа с детьми, имеющими фактор риска речевых нарушений, строится исходя из сущности нарушений центральной нервной системы.
Публикация «Логопедическая коррекция речевого и сенсомоторного развития у детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Довольно частой речевой патологией с которой сталкиваются логопеды детской поликлинике является задержка речевого развития. Именно в детскую поликлинику в первую очередь обращаются родители за консультацией. В ситуации, когда у малыша 1,5-3 лет отсутствует активная речь, родители не всегда уделяют этому должное внимание. Одни обеспокоины, так как их малыш говорит очень мало по сравнению со сверстниками, другие с удивлением узнают о том, что у ребенка ЗРР.
Цель логопеда детской поликлиники грамотно проконсультировать родителей, оценить состояние речевого развития ребенка в случаи необходимости наметить содержание коррекционно-развивающей работы.
На первичных приёмах детей раннего возраста, а мы начинаем осмотр с года отмечается рост таких патологий, как ЗРР, ЗПР, алалия, дети с аутичными формами поведения. Ранний возраст – это период не только активного речевого, но и сенсорного развития, в основе которого лежит особая ориентировочно-познавательная деятельность. У таких детей снижен познавательный интерес к окружающему, недостаточно сформированы ориентировочные сенсомоторные действия. Очень ярко у детей раннего возраста бывает выражен речевой негативизм, когда на любые попытки взрослого наладить контакт для взаимодействия, ребёнок протестует криком, уходом, отказом. Внимание таких детей сложно привлечь.
Таким образом, дети с задержкой речевого и сенсомоторного развития отличаются отставанием в формировании всех сторон речи, сниженной речевой и познавательной активностью часто речевым негативизмом, низким уровнем сенсомоторного развития. В связи с этим в нашей поликлинике была опробована комплексная специализированная помощь включая реабилитационные логопедические и психологические мероприятия. В поликлинике есть сенсорная комната. Оборудование сенсорной комнаты создано, как волшебный уголок. В ней есть световые панно, звучащие панели, водяные фонтанчики, музыкальное сопровождение создающие у маленького человечка удивительные ощущения, возбуждающие интерес, стимулирующие познавательную и двигательную активность малышей, способствующие развитию общей и тонкой маторики, тактильной чувствительности. В ходе такого взаимодействия стимулируются сенсорные процессы ребёнка его речевая активность. Занятия с детьми, имеющими задержку речевого и сенсомоторного развития проводились с использованием оборудования сенсорной комнаты. На занятия были взяты дети 2,5-3 лет. Перед началом занятий дети обследовались неврологом, психологом психоневрологом лор врачами. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.
Перед началом занятий проводились беседы с родителями с целью выяснения вопроса об их понимании речевой проблемы и возможности максимального сотрудничества.
Курс восстановительного лечения и логопедической коррекции по преодолению задержки речевого и сенсомоторного развития был рассчитан на 8-9месяцев и предполагал работу по следующим этапам:
I. Подготовительный (2-3 недели).
II. Ориентировочный (1-1,5 мес.).
III. Основной (5-5,5 мес.).
IV. Завершающий (1-1,5 мес.).
Содержание этапов:
1. На подготовительном этапе осуществляется:
• сбор анамнестических данных о ребёнке;
• наблюдение за ребенком, его игрой и взаимодействием с логопедом в присутствии родителей;
• консультация для родителей о речевом развитии ребёнка с задержкой речевого и сенсомоторного развития, объясняется значимость и необходимость проводимой коррекции;
• психолого-логопедическое обследование ребёнка (по скрининговой методике);
• составление индивидуальных профилей на ребёнка;
2. Ориентировочный этап включает:
• занятия логопеда и ребёнка в развивающей среде сенсорной комнаты;
• преодоление речевого негативизма (если такой имеется у ребёнка, создание ситуации доверия ребёнка к окружающему и условий для последующего взаимодействия;
• проведение игр, упражнений для развития сенсорных функций, тактильной чувствительности, ориентации в пространство улучшение эмоционального фона ребёнка.
3. На основном этапе проводится формирование и развитие вербальных средств общения во взаимосвязи с невербальными. Включаются в работу упражнения на развитие артикуляции, дыхания, голоса. Усложняются требования к речевой активности ребёнка, значительно оречевляется игровая деятельность малыша.
4. Задачей завершающего этапа является закрепление выработанных навыков, повторное обследование речи, уточнения возможностей дальнейшей логопедической помощи ребёнку.
Родители присутствуют на всех этапах занятий. Это помогает родителям лучше понять содержание коррекционно-логопедической помощи, проследить формирование новых умений навыков ребёнка.
Родителям рекомендуется необходимая литература для занятий с ребёнком дома.
Литература:
О. Новиковская «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
М. И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий».
Родителям необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, были использованы на других занятиях и в повседневной жизне. Дети порой ленятся, стесняются, а иногда забывают о том чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом. Очень важно побуждать, поощрять, а иногда и требовать, чтобы ребёнок действовал по-новому. При таком подходе полезный навык быстрей сохранится. Итогом работы логопеда с детьми раннего возраста, имеющие задержку речевого и сенсомоторного развития явилась положительная динамика в овладении детьми речевыми, моторными, сенсорными и психическими навыками. Положительному результату способствовали:
1. Сочетание лечебно-реабилитационных мероприятий.
2. Организация занятий в развивающей среде сенсорной комнаты.
3. Индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми в зависимости от их психоречевого состояния.
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребёнка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Ранний возраст – такой уникальный период жизни, в котором закладываются и формируются произвольное поведение, мышление, самосознание, память, сенсорные представления, речь. И что приобретёт ребёнок, как он будет применять полученные знания и умения, во многом зависит от его взрослого окружения.
Логопед Пащенко К. А.
Г. Таганрог