Болонина Алёна
Лингвистические игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой. Это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Публикация «Лингвистические игры для дошкольников» размещена в разделах
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умеют составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Для активизации речевого развития детей я поставила для себя задачу- ввести в работу с детьми лингвистические (словесные) игры, именно они помогают развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь, развивать общие психические процессы, повысить самооценку ребенка.
Все задачи тесно связаны между собой, и могут решаться на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку.
Развитие нашей речи напрямую связано с развитием мелкой моторики руки, поэтому пальчиковые игры с речевым сопровождением я предлагаю детям во всех возрастных группах. Эти игры развивают не только мелкую моторику руки, но и мышление, воображение, внимание, пополняют его словарный запас, помогают быть усидчивыми, доводить дело до конца, учат работать в паре, в группе, брать на себя роль ведущего, повышают самооценку. Игры со словами нужно постепенно усложнять, это тренирует способность легко находить нужное слово. Поэтому в своей практике я иду от простого к сложному. Это позволяет поддерживать интерес ребенка к слову. В начале я брала на себя роль ведущего или предлагающего игру, а затем, в процессе того, как дети понимали и принимали игру, мы менялись местами, дети самостоятельно предлагали другим полюбившиеся игры.
Используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, я внимательно слежу за настроением ребёнка, выявляю и учитываю его речевые возможности. В младшем возрасте дети большее внимание уделяют подражанию речи взрослого, использованию знакомых звуков, слов и интонации. Для старшего дошкольного возраста наиболее характерным является активное усвоение речевых конструкций разного типа, освоение формы монолога и параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя речи, освоение смысловой стороны слова, поэтому лингвистические игры подбираются мною исходя из этого и, конечно, цели каждой образовательной деятельности и режимных моментов. Например, игра «Незнайкины ошибки» развивает слуховое внимание, умение согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Правильно и чётко организованная работа по развитию речи в детском саду возможна только при условии сотрудничества с коллегами. Поэтому свою работу строю совместно с основным воспитателем группы и музыкальным работником. Например, в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию для разминки проводим игры с приговорами : «Лошадка», «Самолеты» и др., по музыкальному развитию игры «Летал, летал воробей», «Похлопаем в ладоши».
В следствии нашей совместной работы, детская речь становится более связанная, эмоционально насыщенная; большинство детей могут поддерживать разговор друг с другом, с воспитателем, отвечать на вопросы, сами задавать вопросы; продолжать тему разговора, не отклоняясь от нее; умеют самостоятельно по набору картинок, по предложенной картине, из личного опыта составлять небольшие по объему рассказы; использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; употребляют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений.
Дети становятся более открыты, общительны, в совместной деятельности не боятся высказать свое мнение, даже если оно ошибочное. Для организации игры стараются приглашать всех детей, а не только тех, с кем они постоянно играют дома или во дворе. Ребята становятся более внимательны, усидчивы, в играх стараются действовать по правилам игры, корректно сделать друг другу замечания. К этим выводам я пришла, проведя наблюдения за детьми в разных режимных моментах, изучая диагностику по образовательным областям и интегративных качеств, познакомившись с результатами обследований логопеда и психолога.
Конечно, в процессе работы возникают трудности, которые мы с детьми и коллегами практически всегда успешно преодолеваем. Так как в группах есть дети не говорящие и дети с плохим произношением звуков.
В своей работе я давно использую лингвистические (словесные) игры в разных возрастных группах. И в дальнейшем так же хочу обращаться за помощью к этому виду игр, так как их можно использовать даже с самыми маленькими детьми и для подготовки детей к школе, предлагать родителям для совместных игр дома, по дороге домой, на домашних праздниках.
Использование таких игр дает большой простор для организации работы в детском саду, позволяет развиваться не только ребенку, но и самому воспитателю. И я хочу предложить вам сегодня поиграть вместе со мной.
1 .Игры на развитие звуковой культуры речи;
Игра «Узнай звук».
«Я буду называть слова, а когда услышите в слове звук «ш» хлопните в ладони» (хлопать в ладоши, только услышав нужный звук.)
Слова: сумка, шум, суп.
«с»-Сова, шарф, лес.
«ц»-Цель, зуб, ключ.
«з»-Глаз, коза, шлем
«ж»-Жук, женщина, замок.
2. Игры на формирование грамматического строя речи;
«Скажи правильно».
Данная игра упражняет на подбор глаголов
Я говорить предложение, а вы выберите подходящий глагол
Примерный речевой материал:
Лодка (подплыла, отплыла) от берега.
Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.
Собака (залезла, вылезла) из конуры.
Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.
Мяч (перескочил, отскочил) от пола.
Девочка (запила, выпила) молока.
Машина (съехала, заехала) на мост.
3. Игры на обогащение словарного запаса
Я буду называть прилагательные (описание предмета, а вы назовите сам предмет:
Примерные картинки для игры : медведь, волк, еж, белка, заяц, лиса, корова, кошка, собака, гусь, слон, тигр, лев, обезьяна.
Для справок: (загадки-описания) :
- лохматый, косолапый, бурый (медведь)
- голодный, серый, злой (волк)
- колючий, маленький, серый (еж)
- маленькая, быстрая, рыженькая (белка)
- трусливый, прыткий, белый (заяц)
- хитрая, ловкая, рыжая (лиса)
- крупная, рогатая, добрая (корова)
- пушистая, ласковая, серая (кошка)
- белый, крикливый, домашний (гусь)
- огромный, добрый, толстый (слон)
- опасный, мощный, гривастый (лев)
- смешная, озорная, быстрая (обезьяна)
Игра на образование сложных форм слов «Эхо» :
Я зачитаю фразу, а вы преобразуйте ее в одно слово:
Листья падают – листопад
Сам ходит – самоход
Снег падает – снегопад
Мед носит – медонос
Вода падает – водопад
Звезды падают – звездопад
Сено косит – сенокос… и т. д.
4. Игры на развитие связной речи;
«Почемучкины вопросы»
Я буду задавать вопрос, а вас попрошу отвечать полным предложением:
1. Почему птицы улетают на юг? (Птицы улетают на юг, потому что наступает зима)
2. Почему наступает зима? (Зима наступает, потому что меняется время года)
3. Почему ночью темно? (ночью темно, потому что зашло солнце)
4. Почему зимой нельзя купаться в реке? (зимой нельзя купаться в реке, потому что холодно)
5. Почему летом жарко (летом жарко, потому что постоянно светит солнце)
6. Почему медведь зимой спит? (зимой медведь спит, потому что зимой в лесу для него нет еды)
7. Почему заяц зимой белый? (зимой заяц белый, потому что он маскируеться)
8. Почему дома нельзя играть с мячом? (дома нельзя играть с мячем, потому что можно разбить мамину вазу)
9. Почему из трубы идет дым? (из трубы идет дым, потому сто топится печка)
10. Почему в доме делают окна? (в доме делают окна, что бы было светло в комнате)
11. Почему листья на деревьях появляются весной? (листья на деревьях появляются весной, потому что начинает греть солнышко)