Виктория Зонова
Личностные запросы дошкольника и их отражение в компонентах образовательной среды ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Личностные запросы дошкольника и их отражение в компонентах образовательной среды ДОО
Слайд №1 Любой думающий педагог не согласится с утверждением, что ребенок — это «чистый лист», на котором родители и общество могут писать совершенно свободно. Слайд №2 Нет, это лист, в который вписаны индивидуальные особенности психофизического развития ребенка, его интеллектуальные задатки и склонности, темперамент, эмоциональное самовыражение, лидерская и творческая активность. Достоверное считывание этой информации, ее осознание, Слайд №3 тактичная коррекция — все это позволяет поэтапно формировать мотивационную сферу личности ребенка. Изменчивость, доверие к динамичному (а не статичному) знанию — Слайд4 вот единственно разумная цель образования в современном мире». Чтобы овладеть способами адаптации в окружающем мире, ребенок должен находиться в среде, которая отвечает его потребностям, учитывает его возрастные особенности. Создание для каждого ребенка развивающей среды Слайд 5 — задача сложная, но вполне решаемая. Педагогическая технология развивающего образования подразумевает психическое развитие ребенка в целом: его эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, личностной, психосоматической составляющих. Слайд №6 Максимальное соблюдение соответствия целей, методов, средств обучения природным закономерностям развития ребенка является залогом формирования возрастной психической зрелости. Слайд №7 Формирование развивающей среды дошкольного образования начинается с понимания того, что она составляет диалектическое единство трех компонентов : пространственно-предметного, социального, психодидактического. Слайд№ 8 «Образовательная среда может и должна обеспечивать органичный процесс онтогенетической трансформации первичных потребностей ребенка в социогенные потребности — жизненные ценности, которые начинают играть в развитии ребенка все большую роль в качестве источников мотивации». Слайд №9 Каждый компонент среды удовлетворяет определенную потребность ребенка, Слайд №10 провоцирует его проявить активность. «Личность, находясь в активной образовательной среде, богатой плодотворными для развития случайностями, совершает выбор, устремляясь навстречу тем из них, которые оказываются для нее наиболее значимыми». Слайд №12 Пространственно-предметный компонент развивающей среды должен удовлетворять физиологические потребности ребенка и его потребность в Слайд №13 безопасности. Слайд №14 Само здание детского сада, хорошо спланированное и функционально используемое, Слайд №15 большая и ухоженная прилегающая территория, просторные, Слайд №16 светлые комнаты с современной и удобной мебелью, их привлекательный интерьер,
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Слайд №17-18 технические средства обучения,
Слайд №19-20 музыкальный и спортивный залы,
Слайд №21 библиотечный уголок, зона отдыха,
Слайд №22-23 наконец, «зеленые зоны» — все это запускает процесс познания, освоения, а затем и присвоения ребенком социальных ценностей и их постепенной трансформации в личностные ценности.
Слайд №24
Социальный компонент развивающей среды включает в себя социальные отношения, которые способствуют позитивному развитию ребенка. Слайд №25 Они включают в себя доброжелательное отношение к ребенку высококвалифицированных педагогов; неформальный творческий подход к воспитательно-образовательному процессу, здоровый конструктив.
Слайд №26-27 Развивающая предметно-пространственная среда взаимоотношений в педколлективе, а также продуманную систему символических сообщений о Родине, патриотизме, природе, труде, культуре нашего общества. Психодидактический компонент развивающей среды дошкольного образования функционально связывает пространственно-предметный и социальный компоненты. Описание компонентов развивающей среды дошкольного образования мы хотим дополнить схемой, в которой отражены как запросы дошкольника к развивающей среде, так и принципы психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста. Слайд №28 (Схема)
Как видно из схемы, педагогическими условиями удовлетворения потребностей старшего дошкольника является изменение подходов к организации взаимодействия воспитателя и ребенка. Влияние педагога может быть плодотворным, если он использует следующие приемы при взаимодействии с ребенком:
демократический стиль общения, доверительные отношения, вера в ребенка, конструктивный диалог;
учет индивидуальных особенностей ребенка;
формирование у ребенка позитивного отношения к познанию, друзьям, природе;
активизация и стимулирование его самостоятельности, творческого начала;
методическая грамотность при организации игровой деятельности, дидактических игр;
оценка действий ребенка, но не его личности (не сравнивать результаты ребенка с успехами других);
налаживание комфортного общения между детьми группы, сада.
При такой организации развивающей среды дошкольного образовательного учреждения гораздо легче будет проходить адаптация первоклассника к новым условиям жизни в школе. В комплекс предпосылок к успешному вхождению в новый для него вид деятельности — учебную деятельность — входят физиологическая, личностная, социальная поддержка, «подогретая»
внутренняя мотивация к овладению учебными умениями и навыками.
Чем выше качество бразовательной дошкольной среды, тем активнее будут процессы вхождения ребенка в новую роль - роль успешного, эмоционально позитивного, самостоятельного ученика.
Спасибо за внимание.