Оксана Селигеева
Личностно-ориентированный подход в обучении детей с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он так страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
Автор - Калиман Наталья Адамовна (г. Оренбург)
Публикация «Личностно-ориентированный подход в обучении детей с ТМНР» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Мои воспитанники – это дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). У таких детей ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту. Они требуют особого педагогического подхода в обучении, использование личностно – ориентированной технологии обучения и развития. Следовательно, основной целью является помощь в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, адаптации ребенка к окружающей среде.
Получение детьми с ТМНР образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Социальная адаптация детей с ТМНР проходит сложно, но педагоги должны создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, что способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:
• социальная компетентность;
• навыки решения проблем;
• самоконтроль;
• навыки целеполагания.
Главное в личностно – ориентированном подходе это обучение, центром которого является личность ребенка, обеспечить ему чувство психологической защищенности, развитие его индивидуальности, радости познания. Работу с такими детьми нужно начинать с формирования положительного эмоционального настроя, с доверительного и доброжелательного общения.
Личностно – ориентированный подход – важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает постоянное варьирование методов и форм. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоционально насыщенной.
В своей работе использую разнообразные методы и формы. Это чередование умственной и практической деятельности, дозированная подача нового материала, использование интересного и красочного дидактического материала, различные информационно – коммуникативные технологии (тематические презентации, сайты (https://bibusha.ru, https://iqsha.ru/, https://kids-smart.ru), которые ориентировала для индивидуальной работы с учащимся, все это предотвращает перегрузки и утомления ребенка. Активно включаю самого учащегося в учебно – познавательную деятельность, чаще всего организую совместную деятельность, все уроки и занятия носят практико – ориентировочный характер (например, при изучении и сравнении понятий «маленький – большой», «высокий – низкий» «широкий – узкий», «Холодный – горячий», «шершавый – гладкий и т. д.). Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирует и развивает жизненные умения и навыки. На каждом уроке применяю личностно – ориентированный подход к ребенку - это помогает максимально использовать приобретенные навыки, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы.
Постоянно поощряю за малейшие успехи, за каждое правильное действие хвалю «Молодец, Умничка», наклеиваю наклейки в тетрадь, собираем жетоны, развивая в ребенке веру в собственные силы и возможности. Все это помогает достичь оптимальных результатов в обучении и воспитании.
Поэтому работа должна строиться с соблюдением психолого – педагогических условий:
• учет сложившегося социального опыта ребенка;
• безусловное принятие ребенка как личности;
• опора на зону актуального развития;
• учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
• создание ситуации успеха.
Личностно – ориентированный подход также применяется и при участии в общешкольных мероприятиях (тематические праздники, предметные недели, спортивные мероприятия, мастер – классы по декоративно – прикладному творчеству). Организовать самодеятельность так, чтобы ребенок проживал состояние удовлетворения собой, испытывал ситуацию успеха. Ведь только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я». Ключевыми словами личностно – ориентированных технологий являются «развитие», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Таким образом, использование личностно – ориентированного подхода при обучении и воспитании детей с ТМНР, является самым эффективным методом для социализации и адаптации учащихся.