Ольга Потапова
Экскурсия «Лес — наш друг» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : формирование начал экологической культуры.
Задачи :
1. Расширить представление о лесе;
2. Воспитывать бережное отношение к лесу;
3. Организовать отдых детей.
Время проведения : период золотой осени.
Вступительная беседа педагога начинается сообщением темы экскурсии. Затем он говорит:
- Мы живем с вами в лесной зоне. Наш долг – хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его.
- Кто из вас бывал в лесу?
- Чем он вам нравится?
Публикация «Экскурсия „Лес — наш друг“ в старшей группе» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Где легче дышится: в городе или в лесу?
- Почему в лесу нельзя сорить?
- Почему в лесу надо стараться ходить по тропинкам или дорожкам?
- Как мы поступим, если нам встретятся в лесу маленький зайчонок?
Сегодня мы узнаем много интересного о лесе.
После того, как дети оденутся и построятся, педагог проверяет общее количество детей, инструктирует их о правилах поведения в дороге, в лесу.
Подойдя к опушке леса педагог читает стихотворение С. Погореловского «Лес»
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Что за птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
- Ребята, внимательно посмотрите на лес и скажите, как он выглядит в своем осеннем наряде? (Лес очень нарядный, величественный, пестрый. Он напоминает расписной терем). Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами.
- Что же представляет собой лес?
- Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. Так, например, под землей находится много корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибницы. Они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землей находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся также земляные черви. Они рыхлят почву, перемешивают перегной и делают почву более плодородной.
- На поверхности земли растет мох и травянистые растения. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы и другие звери и насекомые.
- На следующем этаже растут кустарники. Здесь вьют свои гнезда дрозды. Еще выше находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В стволах деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы, синички, еще выше – совы. На самых верхних этажах размещены гнезда хищных птиц: ястребов, орлов. В летний период все этажи леса сильно заселены.
Затем здесь же – на опушке леса или на поляне педагог предлагает детям поиграть.
Дети встают в круг, педагог в центре круга. Когда педагог назовет какое-нибудь дерево нашего леса (береза, дети должны бежать по кругу с распростертыми руками. Когда назовет кустарник (шиповник) дети должны приседать, назовет травянистое растение (кислица) – дети должны подниматься на пальчики и хлопать в ладоши. Педагог перечисляет: липа, дуб, шиповник, осина, береза, ель, подорожник, сосна, калина, клен, ива, черемуха, зверобой и т. д.
Во время прогулки по тропинкам леса следует фронтальное наблюдение за деревьями, кустарниками, травами, птицами, насекомыми.
Дети загадывают загадки:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (лиственное дерево)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (хвойное дерево)
Есть у родственницы елки
Не колючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки (лиственница)
Стоит Алена,
Платок зеленый.
Тонкий стан,
Белый сарафан (береза)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды (шиповник)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает (лес)
- Объясните эту загадку.
- Весной лес радует всех своим нарядом, свежей листвой деревьев, трав, цветов, веселым пением птиц. Летом в жаркую погоду человек найдет в лесу тень, прохладу. Осенью лес дарит людям грибы, орехи и ягоды (клюкву, рябину, плоды шиповника). Зимой на открытой местности в поле очень холодно, а в лесу за деревьями значительно теплее. Кроме того, большинство домов в сельской местности отапливаются зимой дровами.
- Какое еще значение имеет лес?
- Лес – это наш зеленый друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А еще лес является хранителем влаги и защитником почвы от разлива. Он оберегает реки от обмеления, поля от засухи.
Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книги, парты и др. На них расходуется очень много древесины, а лес растет медленно. Требуется не менее ста лет для его роста. Поэтому уже сейчас мы должны думать – как сохранить лес. Какую посильную работу по охране леса мы можем осуществить?
- учиться культурно вести себя в природе;
- принимать посильное участие в уборке валежника, мусора;
- организовать сбор семян деревьев и кустарников, чтобы засевать пустыри, склоны и дно оврагов и др.
- В каком лесу мы сегодня побывали? (смешанном, хвойном, лиственном).
- Какие растения встретили в лесу?
- Почему лес называют нашим зеленым другом?
Детям дается задание оформить альбом на тему «Леса нашего края».
Завершая экскурсию в лес, педагог оценивает поведение детей в природе, благодарит их за помощь в работе.
Обмениваясь впечатлениями, ребята возвращаются в детский сад