Анна Суворова
Лего-конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая работа воспитателя на тему: «ЛЕГО – конструирование и робототехника, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
работу подготовил:
воспитатель первой
квалификационной категории
А. В. Суворова
Публикация «Лего-конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти, заложенные природой задачи особенно быстро реализуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Конструирование из конструктора ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Актуальность ЛЕГО – технологии весьма значима в свете внедрения ФГОС, так как эти технологии являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.
Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «ЛЕГО– технология». «ЛЕГО», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».
Новизной в работе по этому направлению является использование в образовательном процессе конструкторов ЛЕГО и SТЕАM- технологии, которые базируются на современных технологиях и способствуют развитию информационной культуры детей и их взаимодействию с миром технического творчества.
Цель моей работы: развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством конструирования. (Приложение 1)
Проблемы содержания и методов обучения поисковой деятельности детей в конструировании плодотворно разрабатывались Парамоновой Л. А., Лиштван З. В.
Работая над темой «ЛЕГО- конструирование и робототехника, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» я выявила, что начиная знакомить детей с младшего возраста с конструктором, для них самыми простыми объектами являются, прежде всего, материалы (конструкторы, бумага, природный материал, бросовый материал, модули и др., обладающие разными свойствами: цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности. В старшем же возрасте детей больше привлекает более сложные постройки и конструкторы такие как «Космос, «Аэропорт», «Стадион» с мелкими деталями, железные конструкторы. (Приложение 2,
Именно поэтому, прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, я решила организовать широкое экспериментирование с различным материалом. Такое экспериментирование кардинально изменило характер решения поставленных задач: у детей появилось множество возможностей, интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт. Об этом говорят реплики моих детей «А можно еще и так», «Нет, лучше по-другому», «Можно применить и этот конструктор» и т. п.
Само решение задач, превращалось в творческий поиск, стимулировало детей к экспериментированию с материалом и различными конструкторами, которое становилось более глубоким и целенаправленным. Благодаря этому дети открывали новые свойства и возможности, учились совмещать различные конструкторы, находили их взаимосвязи, ставили перед собой определенные цели.
Для полноценной и последовательной работы я составила планы по возрастам с младшей до подготовительной группы.
Включила в планы разные виды конструирования с различными конструкторами от простого к сложному, с использованием конструкторов не только фабричного производства, но и конструкторов из бросового материала, давая тем самым возможность для творческого воображения.
Работая по схемам с обычными конструкторами, которые прилагаются к ним, я увидела, что их количество не велико. Я стала придумывать свои схемы на все виды конструирования, чтобы детям было интереснее работать, чтобы развивалось логическое, пространственное мышление, внимание, память. Детям это понравилось. Так у меня появилась своя картотека схем для сборки различных моделей.
С детьми старшего возраста мы стали зарисовывать схемы вместе, а простые схемы они зарисовывают сами.
Я решила разнообразить конструкторскую деятельность и ввести в работу конструкторы, сделанные своими руками, так появились конструкторы:
-мягкий губчатый
- пробковый
-крышечный
- из деревянных палочек (кончики острые я обрезаю) (Приложение 3)
На эти виды конструкторов я тоже придумывала свои схемы.
Освоив работу с ними, вместе с детьми мы стали совмещать обычные конструкторы с конструкторами, сделанные своими руками. Дети, выбрав схему, выбирают дополнительный конструктор и могут сделать не только модель, но придумать сюжет, например, сделать космическую станцию или игровую площадку и т. д.
Затем с детьми подготовительной группы я ввела в работу программируемые конструкторы такие как Лего Ведо, Лего Ведо-2. Знакомились поэтапно, сначала с базовым конструктором Лего-Ведо. Научились собирать детали по составленным мной программе. Затем стали осваивать самостоятельное составление простых программ. Позже дети освоили программу Лего-Ведо и я ввела более сложный конструктор Лего-Ведо 2, программы у них почти одинаковы и детям было проще его освоить. Затем, познакомились с конструктором Лего-ВООСТ, это более сложный конструктор, мы стали осваивать работу с планшетом.
Внедрение ЛЕГО – технологии в работу с детьми происходит посредством интеграции во все образовательные области.
Ребята с удовольствием собирают из ЛЕГО элементы народных орнаментов. Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх – театрализациях. Вот так, например, появился проект «Болото» (ЛЕГО – конструирование). Данный проект начинался с изучением природы: сначала изучили: Что такое болото? Какие растения растут? Почему деревья низкие? Какие животные, птицы любят болотистую местность? Построение начали с «насаждения» болотистых кочек, камыша, низких деревьев над водной глади. Затем добавили птиц: семейства уток, цапель. При изучении лягушек обратили внимание на разновидности этих животных, живущих в нашей стране: они могут быть не только зеленого (как мы привыкли представлять) цвета, но и желтого и даже красного. Потому наши лягушки получились все разные не только по форме, но и по цвету. Т. о. последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями. (Приложение 4)
Практическая значимость заключается в том, что от простых кубиков дети постепенно переходят на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур. Затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.
На практике дети познакомились с космическим роботом - мышью Микиботом, вокруг которого сформированы все сюжетные линии. Дети познакомились с легендой о Микиботе – послание с другой планеты, которого дети знакомят с жизнью на планете Земля и разными аспектами жизни человека.
На занятиях многое зависит от выбора детей, от их самих решений. Например, в разделе «Основы программирования» перед детьми была поставлена цель, накормить Микибота, для чего необходимо добраться до сырной гайки, спрятанной в лабиринте. Ребята самостоятельно составляли лабиринты с препятствиями и определяли место расположения сырной гайки. После того, как весь лабиринт готов к использованию, дети приступали к его прохождению. Для того, чтобы успешно пройти дистанцию, необходимо правильно запрограммировать Микибота. (Приложение 4)
Использование робототехники является новым направлением работы, тем самым вызывает интерес не только у детей, но и у родителей, которые становятся активными участниками педагогического процесса.
На сегодняшний день у нас уже есть результаты: у детей сформировалось положительное отношение к робото-конструированию.
С интересом придумывают и создают свои модели, обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они научились работать в команде, распределять обязанности и договариваться.
Для вовлечения и заинтересованности родителей ЛЕГО -конструированием, и робототехникой, (Приложение 5, а также для большей результативности педагогического процесса, я решила организовать клуб «Юный конструктор», работа клуба публикуется на сайте ДОУ в рубрике «Любознайка», где воспитанники знакомят с деталями ЛЕГО, со способами соединения, с вариантами моделирования, с возможностями программирования ЛЕГО- постройки.
Таким образом, ЛЕГО-конструирование и робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию в образовательном процессе ДОУ, помогает дошкольникам овладевать умениями и навыками работы с современными техническими средствами, позволяющая воспитать социально-активную, всесторонне развитую личность.
Список используемой литературы :
1. Сайт https://nsportal.ru/ Развитие ребенка через Лего.
2. Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/matematika-s-ispolzovaniem-legokonstruirovanija.html
3. Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
4. «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
5. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://festival.1september.ru /
6. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
7. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
8. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
9. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»)
10. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
11. Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Владос, 2011. – 217 с.
12. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. - М. : Академия, 2010. - 80 с.
13. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Академия, 2014. – 97 с.
14. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство Сфера,2012 год.
15. https://nsportal.ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»