Юлия Ганичева
Квест-игры в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Цель методической разработки – патриотическое и гражданское воспитание посредством включения воспитанников в активную исследовательскую деятельность по истории родного города с использованием квест-игры.
Задачи методической разработки:
обобщить и систематизировать знания детей о родной стране, ее столице и малой Родине.
закрепить знания о государственной символике: флаге, гербе, гимне России;
формировать гражданско-патриотические чувства к стране, воспитывать гордость и уважение к историческому прошлому.
Публикация «Квест-игры в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, создавая благоприятную обстановку для совместной деятельности детей.
Процесс формирования у детей нравственно-патриотических чувств в МДОУ будет наиболее эффективным если использовать инновационные подходы. Используемые развивающие технологии:
-технология проектной деятельности;
-информационно-коммуникативные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-технология исследовательской деятельности;
-личностно - ориентированная технология;
-игровая технология.
Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Процесс формирования гражданско-патриотических чувств у дошкольников ДОО непрерывный и осуществляется как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах и в совместной деятельности взрослых и детей и в досуговой деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Одной из таких технологий является квест. Его главное преимущество в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников действия.
Идея квеста идеально подходит для ДОО. Тщательно организованные квест-занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОО, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ. Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке. В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются его потребность воздействия с окружающим миром. Детские игры-квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.
Весь материал, используемый в квест-играх, носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Если говорить об использовании ИКТ при воспитании нравственно-патриотических чувств у детей, то здесь активно используются следующие виды информационно-коммуникативных технологий:
-самостоятельное создание мультфильмов;
-интерактивные экскурсии;
-обучающие презентации;
-развивающие, дидактические и компьютерные игры.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно - эстетическая оценка родного края. Следует организовать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют “приблизить” достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Старшие дошкольники с интересом посещают музеи родного города.
Важна и работа с родителями, которая включает в себя следующие формы:
-информационный стенд «Патриотическое воспитание дошкольников»;
-консультационный стол;
- семейные проекты «Я живу на улице героя», «Память в камне";
интерактивные презентации.
Краеведческая деятельность, реализуемая в форме квест-игры, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, так как данная форма строится в соответствии с ФГОС ДО и является эффективным средством современных образовательных технологий. В квест-играх присутствует процесс интеграции. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.