Получи документы

«Кубик Блума» как средство повышения мотивации к обучению и прием развития критического мышления дошкольников

Залина Дзгоева
«Кубик Блума» как средство повышения мотивации к обучению и прием развития критического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Народ, который думает на один год вперед выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперед выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперед выращивает молодое поколение», - гласит народная мудрость.

Все чаще ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, когда стремительно растет количество поступающей к нам информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления. Но, с точки зрения овладения логическими законами, процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности детей, к сожалению, остается далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь идет о мышлении.

Как же повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников? Как вовлечь воспитанников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог. Конечно, эти же вопросы интересуют и меня.

Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не педагог, а ребенок. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих дошкольников к получению знаний. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? С уверенностью можно сказать – да, можно. Более того, как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Джинни Стил, Кёртис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. В современном мире, где доступ к информации неограничен, критическое мышление позволяет детям анализировать и оценивать информацию, принимать обоснованные решения и развивать креативное мышление.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. А еще это проявление детской любознательности, выработка собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, а также использование исследовательских методов.

Внедрение технологии критического мышления в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения требует строгое соблюдения определенных принципов. Первым и ключевым принципом является создание поддерживающей среды, которая стимулирует развитие критического мышления у детей. Это подразумевает неформальную атмосферу, где дети чувствуют себя комфортно и свободно выражают свои мысли.

Другим важным принципом является построение уместных педагогических моделей и стратегий, которые способствуют развитию критического мышления у детей. Воспитатели должны быть готовы создавать ситуации, где дети могут задавать вопросы, аргументировать свою позицию, анализировать информацию и приходить к обоснованным выводам.

Кроме того, важно акцентировать внимание на развитии метапознания у детей в рамках использования технологии критического мышления. Это позволит детям осознавать свои мыслительные процессы, контролировать свою деятельность и учиться самостоятельно решать задачи.

Введение в действие ФГОС в дошкольном образовании с одной стороны поставило перед нами, педагогами, множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса, а с другой стороны – предоставило нам огромное количество дополнительных возможностей. Одна из них – отказ от традиционных форм обучения. В этом и заключается инновационность данной технологии. У меня, как воспитателя, есть возможность развивать мыслительные способности детей не через «сели ровненько, глазки на меня слушаем внимательно», а через предоставление детям возможности высказываться, принимать решения. А самое главное – у детей есть возможность заявить о себе: о том, что он тоже знает, как устроен мир, что у него есть свои представления о прекрасном, что он думает, что он может и умеет. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Использование педагогом приемов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.

Есть множество приемов для реализации технологии развития критического мышления: «Знаю, хочу узнать, узнал», «Синквейн», «Верные и неверные суждения», «Корзина идей», «Толстые и тонкие вопросы», «Перемешанные события» и множество других. Но сегодня я хочу представить вашему вниманию инструмент развития критического мышления, который носит название «Кубик Блума», разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом – автором уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.

Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю, психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, САМ должен найти пути разрешения этой проблемы.

Принимая решение об использовании в своей работе данного приема, я планировала решить следующие задачи и добиться следующих результатов:

активизация мышления детей;

развитие интеллектуально-творческих проявлений детей, любознательности, стремления к поиску нестандартных решений различных задач;

умение работать с большим объемом информации, уметь ее классифицировать, оценивать и критически анализировать;

развитие словарного запаса и связной речи детей;

умение детей делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей, представлений, преодоление боязни ошибиться и быть высмеянным;

умение с уважением выслушивать мнения товарищей, принимать любые аргументы, идеи, факты, предположения, развитие коммуникативных навыков.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на каждой грани которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или ребенок бросает кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

Грань «Назови» предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например: «Назови три осенних месяца. Какие осенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Грань «Почему?» Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: «Почему осенью улетают перелетные птицы? Какая перелетная птица улетает первой?»

Грань «Объясни». Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему с разных сторон. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: «Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят осенью? Как встречают осень звери?».

Грань «Предложи». Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в осенний день.

Грань «Придумай». Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: «Придумай красивые слова об осени. Как ее можно описать?».

Грань «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: «Нравится ли тебе осень? За что ты ее любишь (или не любишь?».

Работа с кубиком строится следующим образом: педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии; ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ дается неполный (или неверный, то другие дети могут его дополнить (или исправить).

«Кубик Блума» можно использовать во всех возрастных группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот прием на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Я, чаще всего, так и поступаю.

Что же касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то тогда работу с кубиком мы делаем групповой, то есть ответы на вопросы в таком случае нужно будет формулировать вместе. Этот упрощенный способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Для детей младшего и среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Можно назвать грани фигуры так:

• Опиши (то есть ребенку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

• Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

• Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

• Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

• Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

• Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Вообще, следует отметить, что вопросы на гранях кубика как для малышей, так и для детей старшего дошкольного возраста можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» - универсальный прием развития критического мышления детей. В своей работе я использую два варианта его использования в игровых образовательных ситуациях:

1. Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

2. Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует от детей определенной подготовки, определенного навыка. Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами анализируют ответы других детей.

На основе описываемого приема педагог может выстроить целое занятие. Но обычно «Кубик Блума» используется нами как часть образовательной деятельности. Отвечая на вопросы, дети обобщают знания, полученные на занятии.

Активно используется он и на занятиях по развитию речи после прочтения художественного произведения. Вовлекая детей в игру, мы отвечаем на вопросы по содержанию произведения.

Еще мы используем кубик для проведения физминуток или утренней зарядки. Дети бросают кубик и выполняют упражнение, которое выпадает на грани.

На прогулке, во время наблюдения за каким-либо явлением или объектом, мы также используем этот прием. Дети включаются в игру, бросают кубик, отвечают на вопросы и таким образом узнают что-то новое или пополняют свои, уже имеющиеся у них, знания.

С помощью кубика мы проводим и рефлексию после занятия. Мы с ребятами вспоминаем о том, чем занимались, что делали, что нам понравилось, что у нас получилось, что было трудно, что бы нам хотелось еще узнать или сделать.

Как уже говорилось, «Кубик Блума» универсален. И мы приспособили его и для применения на занятиях по обучению детей осетинскому языку. Для этого были изготовлены несколько вариантов как для младшего и среднего, так и старшего и подготовительного возраста (с соответствующими возрасту вопросами).

Нельзя не отметить, что и на этапе выбора вариантов оформления, изготовления, и непосредственно использования разных видов кубиков, неоценимую помощь оказывают современные информационно-коммуникативные технологии, как то: сеть Интернет, откуда мы черпаем идеи, принтер, на котором мы распечатываем нужные нам изображения, ламинатор, который помогает придать нашим кубикам более эстетичный вид. Кроме того, на занятиях с детьми мы широко используем мультимедийные презентации, различные аудиозаписи или короткие обучающие видеоролики и мультфильмы, которые служат наглядным подтверждением, подкреплением ответов детей по той или иной теме и отличным дополнением к организованной образовательной деятельности.

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но моя практика и опыт показывают, что этот прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования, он оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности, способствует самосовершенствованию личности, интерактивному включению детей в учебно-воспитательный процесс, формированию навыков самостоятельной и групповой работы, развитию творческих способностей дошкольников. А мне, как педагогу, этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Публикации по теме:

«Кубик блума» для дошкольников«Кубик блума» для дошкольников Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях «Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта: - Вопросы формулирует сам педагог.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Кубик Блума» как средство повышения мотивации к обучению и прием развития критического мышления дошкольников
Опубликовано: 10 января 2025 в 12:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Кубик Блума» как средство повышения мотивации к обучению и прием развития критического мышления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Залина Дзгоева (УИ 915894) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД