Аверина Татьяна Александровна
Конспект занятия «Кто трудиться рад, тот хлебом богат» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
К О Н С П Е К Т
интегрированного занятия
для детей подготовительной группы
Образовательная область: познавательное развитие
Раздел: ознакомление с предметным и социальным окружением
«КТО ТРУДИТЬСЯ РАД, ТОТ И ХЛЕБОМ БОГАТ»
Цель: закрепить знания детей о значении хлеба в жизни человека.
Публикация «Конспект занятия „Кто трудиться рад, тот хлебом богат“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Задачи: познакомить детей с последовательными этапами выращивания хлеба, с трудом хлеборобов и профессиями взрослых, занятых в сфере производства хлеба; познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий; воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим хлеб.
Интеграция областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Материал к занятию : колоски пшеницы, пшеничные зёрна, картины по теме, костюм для сказочного персонажа (петушка, солёное тесто, формочки, фартуки, колпаки, ящик с землей.
Предварительная работа:
Рассматривание колосьев пшеницы и ржи. Рассматривание иллюстраций.
Беседы о хлебе : «Откуда к нам пришёл хлеб?», «Почему так говорят: «Хлеб – всему голова?».
Заучивание стихов, загадок, пословиц о хлебе. Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям письмо.
- Дети, посмотрите, какое интересное письмо я нашла сегодня утром у двери нашей группы. Кто же его принёс? (рассматривает конверт, читает надписи) : «Письмо с сюрпризом», «Прежде, чем открыть конверт, отгадайте загадку».
(Воспитатель читает загадку) : «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят». Дети отгадывают загадку (колос).
(Открывают конверт и достают пшеничный колосок и зёрна пшеницы; читают письмо) :
- Дорогие ребята! Колос этот не простой,
А волшебный, золотой!
Пришёл к вам из доброй сказки,
Ждёт от вас тепла и ласки.
Рассказать нужно о том,
Что вы знаете о нём.
И тогда за ваши знанья
Он отплатит волшебством.
- Как интересно, кто же это написал? Давайте попробуем рассказать всё о волшебном колоске, может потом и узнаем эту тайну.
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть колос, из каких частей он состоит: стебель в виде полой соломины, заканчивающейся колоском или метёлкой, зёрна, усики.
- Для чего нужны такие колоски?
- Ответы детей (из зёрнышек делают муку и пекут хлеб).
- Такие растения называются злаковые растения. К злакам относятся: пшеница, рожь, овёс, ячмень. Из зёрнышек овса делают овсяную муку, пекут овсяное печенье и варят вкусную и полезную овсяную кашу (геркулесовая). Из пшеничных зёрен делают муку и выпекают белый хлеб, а из ржаных зёрнышек – чёрный хлеб.
- Где же взять такие колоски, ведь их нужно много?
- Ответы детей (их выращивают в поле).
Рассмотреть иллюстрации.
Воспитатель обобщает ответы детей. Земля – матушка, Земля - кормилица. «Землю уважай – будет урожай» гласит народная пословица. Если на земле с добром трудиться, она щедро наградит за труд. И люди это знают. Людей, которые работают на земле, растят хлеб называют хлеборобами.
- Какие работы выполняют на полях хлеборобы? Что нужно делать, чтобы вырастить хороший урожай пшеницы или ржи?
- Ответы детей (землю пашут тракторами, вносят удобрения, сеют зерно в землю). (Воспитатель показывает иллюстрации и уточняет ответы детей.
- Кто пашет, кто работает на тракторе? Тракторист. Чем питаются зёрна? (Дождями, яркими лучами солнца, теплом).
- Что мешает им расти? (Засуха, жара, заморозки, град, вредные насекомые)
И вот уже всё поле в золотых колосьях. Они созрели, стали крепкими, тяжёлыми.
- Воспитатель: давайте попробуем нарисовать такое красивое поле:
Физ. минутка: Склонила тяжёлую голову рожь, (накл. головы
вперёд-назад)
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь, (подн. руки вверх и кружатся)
Спасибо земле, что была моим домом (приседание)
И сильным рукам моим старым знакомым (подн. руки вверх и опустить
их через стороны)
- Воспитатель : и вот пришла пора уборки урожая. Это время хлеборобы называют жатвой. Жатва – (жать) – резать, косить. Раньше косили вручную косой, серпом.
А теперь на поля выходят большие машины. (Рассматривание иллюстраций). Кто знает как называется эта машина? Комбайн. Кто работает на комбайне? Комбайнёр. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. От комбайнов длинной вереницей тянутся грузовики, гружёные зерном. Кто управляет грузовиками? Шофёры. Куда же везут они зерно? На элеватор (здание, где хранится зерно). Есть ещё очень важная профессия у хлеборобов. Это агроном. Именно он следит за тем, когда нужно начинать пахать землю, когда сеять, какие вносить удобрения, когда можно начинать убирать урожай. (Рассматривание иллюстраций)
«Хоть и собрано зерно, но ещё не хлеб оно». С элеватора зерно везут на мельницу. Там зёрна мелят, получается мука. Как называется профессия человека, который работает на мельнице, мелит зерно? Мельник. Потом уже муку везут на хлебозавод, где из неё выпекают разные хлебобулочные изделия. Кто печёт хлеб? Пекарь. С хлебозавода хлеб везут в магазины. Там трудится продавец.
Видите, как много людей трудятся изо дня в день, чтобы вырастить хлеб, чтобы мы ели его каждый день. Сколько затрачено труда!
- Давайте мы расставим наши иллюстрации по порядку и увидим путь колоска от зёрнышка до хлебушка.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
- Хотите поиграть в игру «Хлеборобы»? Тогда вставайте в две колонны.
ИМП «Хлеборобы (сочетание движений с текстом) :
- Тара-тара-тара- ра, из колхозного двора, выезжают трактора!
Будем землю пахать, будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить, малых детушек кормить!
(Раздаётся стук в дверь). Воспитатель: кто-то к нам пришёл.
. Под музыку входит Петушок
- Здравствуйте, люди добрые! (Дети здороваются с ним).
Я дорожку подметал, колос хлебный увидал.
Мне никто не помогал.
Я один и молотил, и на мельницу носил,
Печь топил, дрова рубил, тесто в кадке замесил.
Пирожки как испеклись – тут помощники нашлись!
Может вспомните, друзья – из какой же сказке я? («Колосок»)
(Дети узнают героя сказки)
- Я всё слышал, ребята. Это ведь я прислал вам письмо. Мне так радостно, что вы много знаете о труде хлеборобов. Пшеница и рожь дарят людям волшебство. И это волшебство находится в моём сундучке. Но сначала отгадайте загадку: «Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый» (Хлеб).
(Петушок открывает сундучок и достаёт хлеб. Все благодарят Петушка)
- Воспитатель: какой он румяный, душистый. Так и хочется рассказать стихотворение про такой хлеб. Послушай, Петушок, как наши дети умеют читать стихи.
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Вот он хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
А ещё дети знают пословицы, поговорки о хлебе! (Дети рассказывают поговорки)
1. Хорошо трудиться – хлеб уродится.
2. Хлеб – всему голова.
3. Нет хлеба, так нет и обеда.
4. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
5. Хлеб – батюшка, вода – матушка.
(Воспитатель приглашает Петушка принять участие в игре)
Дидактическая игра «Какой хлеб?» (душистый, ароматный, свежий, румяный, вкусный, белый, чёрный, мягкий, горячий, полезный, пышный, аппетитный и др.)
А теперь я приглашаю всех в нашу лабораторию. Помните, ребята, в конверте есть ещё и пшеничные зёрна? Возьмите в руку зёрнышки и внимательно рассмотрите их. Какого они цвета? Зёрна твёрдые или мягкие? А вот пшеничная мука. Какая мука? (Белая, сыпучая).
Давайте мы эти зёрна посадим в землю, будем наблюдать за всходами. У нас в группе будет маленькое пшеничное поле.
(Звучит тихая музыка. Дети сажают зёрна в землю).
- Как нам нужно ухаживать за этим полем, чтобы всходы были хорошими. Что нужно зёрнам?
( Ответы детей: тепло, вода, свет)
Воспитатель обращается к Петушку: Петушок, ты можешь с помощью своего волшебного колоска превратить детей в пшеничные зёрна?
(Дети встают и кружатся на месте, проговаривая слова: «Покружусь, покружусь, в зёрнышко я превращусь!» и на корточки садятся. Звучит тихая музыка).
Физ. минутка: В землю зёрнышко попало, (приседают)
Подрастать на солнце стало. (руки над головой)
Дождик землю поливал
И росточек подрастал. (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (прямые руки над головой, наклоны в стороны)
И красавцем обернулся.
- Воспитатель: какое у нас тоже красивое поле! Давай, Петушок, обратно превратим зёрна в детей. Дети кружатся, говорят волшебные слова: «Покружились, покружились, в детей снова превратились»
- Петушок: ребята, какие вы можете назвать хлебобулочные изделия?
- Воспитатель: наши дети знают много хлебобулочных изделий. Давайте расскажем нашему гостю. (Дети встают в круг, играют вместе с Петушком).
Словесно – дидактическая игра «Назови хлебобулочное изделие».
(Петушок хвалит детей).
- Петушок: ребята, а вы знаете, как все люди должны относится к хлебу? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей.
- Воспитатель: самый вкусный хлеб, самый вкусный пирожок тот, который сделан своими руками. Давайте вы сейчас попробуете быть пекарями. Завернули рукава, помыли руки и подошли к столам. (Дети надевают колпаки, фартуки и встают по кругу, чтобы завязать друг другу фартук со словами:
Мы пекари весёлые,
Не любим унывать.
Людей мы только радуем,
И не забываем друг другу помогать.
- Вопрос воспитателя: что нужно пекарю?
Ответы детей (раздаточная доска, скалка, тесто, нож, формочки).
А что нужно для теста? (мука, молоко, яйца, соль, сахар).
Сегодня, уважаемые пекари, вы напечёте разные хлебобулочные изделия для нашего магазина. Там открывается отдел «Булочная» и угощение для нашего гостя Петушка.
(Звучит тихая музыка).
Дети из солёного теста изготавливают хлебобулочные изделия. Затем по очереди называют свою работу и кладут на поднос.
Ребё нок читает стихотворение:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Воспитатель: народ всегда с уважением относился к хлебу. Хлеб всегда на стол ставят первым. Хлебом – солью гостей встречают. А у нас сегодня в группе гости.
Давайте, дети, и мы с вами по старинному обычаю угостим их душистым караваем.
(Дети встают полукругом. У одного ребёнка в руках каравай).
Дети говорят хором: Для дорогих гостей сегодня мы двери открываем
Угощайтесь вкусным свежим караваем!
Петушок благодарит всех за гостеприимство и прощается.
-Воспитатель: ребята, сколько мы сегодня с вами узнали интересного и нового! Сколько труда в каждой булочке, в каждом батоне! Мы узнали о профессиях взрослых, которые растят хлеб. Давайте эти профессии ещё раз назовём (Ответы детей).
Мы будем бережно и уважительно относиться к хлебу, он самый главный на столе!