Закевич Наталья
«Круглый стол» с родителями по теме «Роль родителей в трудовом воспитании детей» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Круглый стол» с родителями по теме : «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа).
Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбия
Задачи:
Публикация «„Круглый стол“ с родителями по теме „Роль родителей в трудовом воспитании детей“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
• познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье и детском саду;
• расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам ознакомления дошкольников с трудом взрослых; вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций
Ход круглого стола:
1. Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на наше собрание.
Сегодня нашу встречу я хочу начать со слов К. Д. Ушинского
«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование. А воспитание трудолюбия».
И нам предстоит обсудить вопрос «Как вырастить ребёнка трудолюбивым?»
2. Основная
Труд - является основным видом деятельности человека. До того дня, пока наши дети начнут лечить людей или строить дома, пройдет немало лет. Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.
Трудовое воспитание дошкольников - воспитание положительного отношения к труду, как основной жизненной потребности человека, ознакомление детей с трудом взрослых, включения ребёнка в посильную трудовую деятельность и такой организации деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.
Скажите, пожалуйста, а какие качества личности формируются в результате трудовой деятельности? (самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность)
И начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь. Основы ТВ закладываются в семье. Но, однако, нужно признать, что последнее время ТВ в семье уделяется недостаточно внимания, приоритетным направлением современной семьи является в большей степени интеллектуальное развитие
ребёнка. Труд остаётся эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей. Однако вряд ли кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным.
Обучение труду происходит с целью формирования положительного отношения к труду и подготовки ребёнка к его будущей взрослой жизни. Главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.
Я предлагаю вам игру. Игра «Блиц-вопрос» : на подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо выбрать карточку и каждому члену команды высказать своё мнение.
• Помогает ли вам ребёнок по дому? Если да, то как? (какие поручения выполняет)
• Охотно ли ваш сын или ваша дочь выполняет трудовые поручения? Что вы делаете, когда ребёнок отказывается выполнить ваше поручение (н-р, убрать за собой игрушки?
• Поощряете ли вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? Как?
• Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение трудовых поручений? Если да, то каким образом?
Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять?
Перечень поручений
• Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
• Наводить порядок на своем столе и в своей комнате.
• Заботиться о младшем брате или сестре.
• Стирать свои мелкие вещи.
• Мыть чайную посуду.
• Следить за чистотой обуви.
• Выносить мусор.
• Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
• Гулять с собакой, кошкой.
• Ухаживать за растениями
Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто)
Накрывать на стол и убирать со стола
Подклеивать книги, коробки для настольных игр
Убирать свою постель
Давайте подумаем, как же ребёнку рассказать о профессиях (родители вместе с воспитателем составляют план- схему рассказа) .
План схема:
• Кто это (название профессии)
• Где работает
• Что делает
• Инструмент (как или чем делает, что использует)
• Чем нравиться (отношение к делу)
• Зачем (какое значение имеет результат труда)
У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Нам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.
Ситуация: Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.
Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)
2. Все трудовые поручения следует давать, объяснив, что, за чем и почему делается. Показать образец правильного выполнения поручения, несколько раз совместно выполнить его. Нужно добиваться, чтобы ребёнок выполнил работу до конца, и проверять её качество. Никогда не доделывайте за ребенка начатое им дело, иначе со временем он начнет уклоняться от выполнения трудовых поручений, зная, что это всегда могут сделать взрослые.
Ситуация: Мама опаздывает на работу, а её дочь( 5 лет) всё утро как- будто нарочно тянет время, не хочет собирать игрушки, долго одевается в садик. Мама ужасно нервничает.
Вопрос: Что делать в данной ситуации?
Во-первых, нужно успокоиться. Накричать, обругать, будет конечно куда легче. Но в данной или похожей ситуации вашими помощниками будут не окрик или угроза, а игра и чувство юмора.
Ситуация: Шестилетняя Маша бежит к маме и с радостью ей сообщает: «А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться!» – девочка явно гордиться своим поступком. А мама в это время разговаривала с подругой по
телефону и не обратила на девочку внимания. «Одевайся скорей, видишь, я разговариваю»- ответила мама раздраженно.
Вопрос: Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ребёнок выполнил поручение, явно постарался. Доброе слово родителей - важная награда. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Но, если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность.
Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.
По моему мнению полезные советы могут быть такие:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
В доме ребенок может стать активным помощником взрослых. Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?". По мере роста обязанностей прибавляется, усложняется и самообслуживание. Например, старшие дошкольники должны уметь обслужить себя во время еды (накрыть стол, убрать и вымыть за собой посуду, помочь в этом взрослым, правильно пользоваться столовым прибором, следить за своими вещами).
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
Вы даете ребенку поручение, просите помочь, а он отказывается. Надо еще разобраться, что это за поручение.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовольствие, а не создавать комплекс неполноценности. ("Ой, я это не сумею. Мама будет ругать. И в прошлый раз не получилось. Я вообще, наверное, такой - ничего не умею. ") И слишком легкие поручения давать тоже нехорошо.
Вы дали сыну поручение. А он не успел его выполнить. Приходите и говорите: «Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться.»
Совершенно с вами согласны, это ужасно раздражает, сразу возникает одна из самых взрывоопасных ситуаций. Как поступить?
Ну, во-первых, как во всех "взрывоопасных" ситуациях. Сначала посчитать до десяти, если не поможет, то и до ста. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?». Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.
Во-вторых, поговорите с ребенком, может быть, у него, действительно, серьезная причина для отказа.
Чем активнее ребёнок принимает участие в жизни семьи, чем больше дел он умеет выполнять, тем раньше возникает его вера в себя, в свои возможности, и тем она прочнее. Я надеюсь, что вы принадлежите к тем родителям, которые правильно понимают потребность детей принимать участие в жизни семьи.
3. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручения совместными усилиями.
Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь. Дети учатся всему через подражание взрослым, наша задача в этом случае- дать возможность ребенку наблюдать за нами, поймать момент появления интереса к копированию того или иного действия и лишь помочь скоординировать, упорядочить это действие. Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
Вы дали ребенку поручение, а он пообещал, но не делает, тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать. Или в ответ на просьбу вы услышали: "Я потом, можно. ?" "А почему всегда я? Что, больше некому?" "Пусть Ленка уберёт, я уже убрал. " Главное, нужно все-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь вашими помощниками могут быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора.
Вот, например, ваша девочка не собрав игрушки, рвется на улицу, к подругам, а вы ей скажите, что игрушки тоже хотят к своим друзьям, вон сколько пустых мест на полке.
Охотно соглашаюсь с вами, что такие игры нелегки, особенно, если вы опаздываете на работу или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в
общем "взорваться", куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины. А нам нужно строить.
5. Учите детей уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым, благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".
6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.
Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?
Самая главная награда для ребенка - то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей - тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Ведь если вы приготовили обед, это обычное дело, правда? А вам приятно услышать похвалу, знать, что вы доставили кому-то удовольствие. Поэтому доброе слово всегда уместно, если ребенок красиво накрыл стол, аккуратно застелил кровать, вовремя поливает цветы.
Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Если ваш ребенок хорошо поработал - помог разобрать кладовку, убрать зимние вещи, особенно, если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то. То дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым. Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства
Награда за труд - это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребенок сможет выполнить что-то еще более сложное, а значит, и интересное
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву" : всю домашнюю работу берут на себя.
– Почему я! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-
нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.
Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.
И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.
"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.
Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста
Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу. В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
3. Итог.
Давайте, подведё м итоги нашего собрания:
Проект решения родительского собрания «Как воспитать ребёнка трудолюбивым?» :
1. Вовлекать ребёнка в общий семейный труд
2. Не забывать, что ребёнок, принимающий участие в бытовых делах семьи, растёт более собранным, организованным, постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «ответственность».
3. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес к профессиям родителей. Спасибо вам, уважаемые
родители, за активное участие. Я была рада с вами пообщаться. Успехов вам в воспитании детей!