Муханова Елена Владимировна
Краеведение как основа патриотического воспитания детей 4–7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Начать свой доклад хочется со слов известного детского писателя С. Михалкова : «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Так с чего же на самом деле начинается любовь к родному краю! В чём она проявляется! В какой возрастной группе следует начинать эти занятия! Вопросы уже не риторические. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, городу, деревне,родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании своего края, места где ребёнок родился и живёт, а формируется в процессе воспитания.
Публикация «Краеведение как основа патриотического воспитания детей 4–7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
ФГОС предъявляет требования к объединению обучения и воспитания целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социальных ценностей. Дошкольники эти ценности познают в семье и с помощью педагогов ДО развивают, осознают. На этапе познания себя как личности, каждый ребёнок формирует для себя (с помощью взрослых) первые представления о малой родине, отечестве, о традициях, праздниках, социальных ценностях родного края. Поэтому краеведение как вид деятельности в ДОУ является, по моему мнению необходимым в формировании личности ребёнка.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые. В то же время прослеживается в социуме «дефицит нравственности», резкое падение роли и значения патриотизма. Идея воспитания патриотизма и введения в образовательный процесс ДОУ стала государственной. А начать воспитывать патриотов легче всего со знакомства с родным краем. Любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности ребёнка с окружающим его миром, желание сохранить этом мир – чувство патриотизма.
В своей работе воспитателя. занятия краеведением ставлю приоритетными. Стараюсь воспитывать в своих детях патриотов. Использую каждый момент детской деятельности : на занятиях, в играх, труде, различных беседах. К формированию любви к Родине привлекаю родителей, что помогает выстраивать доверительные отношения. Родители совершают субботние походы с семьёй, а в начале недели делятся со мной семейными фото с интересными уголками родной природы, местности. А ребята с удовольствием рассказывают о том, что увидели и где побывали.
В период пандемии редко приходилось выбираться всей семьёй из дома, но родители готовили и присылали презентации о своей улице, о героических людях, известных своими трудовыми заслугами. Изготавливали вышивки, кукол. Готовили онлайн выставки для детей нашей группы.
К 75 –летию Великой победы родителям рекомендовала прочитать с детьми рассказы Л. Кассиля «Твои защитники», «Солдатская медаль». После прочтения дети с папами и мамами с удовольствием поделились своими рассказами о членах их семей, участвовавших в сражениях Вов. Созавали рукописные книжки – малышки, иллюстрировали услышанные и прочитанные рассказы о Великой Отечественной войне.
В 1980 году родилось понятие «Музейная педагогика», которая направлена на решение задач краеведения и патриотического воспитания. В нашей группе педагоги, родители и воспитанники решили создать свой краеведческий мини-музей. Материалы для музея пока накапливаются, взрослые и дети принимают в его создании активное участие. Отрадно, что в работе по краеведению участвуют разные поколения, что ценно. Они делятся между собой необходимым опытом, который и формирует в людях патриотические качества личности. И хочу вернуться к словам С. Михалкова о том, кто любит и ценит… накопленное и сохранённое предшествующим поколением может любить Родину… стать подлинным патриотом.
Краеведение – источник обогащения детей накопленным опытом о родном крае, традициях, воспитывает любовь к нему и формирует нравственные качества личности.