Надежда Аспанова
Конспект занятия «Космические просторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Космические просторы»
Цели: - Обследование общей произвольной моторики.
- Исследование умения ориентироваться в сторонах собственного тела и в сторонах тела сидящего напротив.
- Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги).
- Исследование развития кинестетической основы движений руки.
- Определение конструктивного праксиса.
- Выявление синкинезий.
- Исследование пространственного восприятия.
- Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы).
Публикация «Конспект занятия „Космические просторы“» размещена в разделах
- Монометрический тест «Вырезывание круга».
- Исследование скорости движений.
Игровая мотивация, инструкция Название пробы
- Здравствуй… Мечтал ли ты отправиться в космос? Настоящие космонавты перед полетом проходят подготовку. Если ты хочешь попасть на корабль, то нужно пройти испытание.
* Постой на одной ноге; на другой ноге.
* Попрыгай на двух ногах с продвижением (логопед показывает).
* Подбрасывай и лови мяч.
* Походи на одном месте.
* Поднимись и спустись по ступенькам лестницы. Обследование общей произвольной моторики.
Критерии оценки:
4 балла – все задания выполняются правильно;
3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;
1 балл – плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;
0 баллов – задание не выполняется.
- А для того, чтобы ориентироваться в космосе, нужно знать, где право, а где лево.
* Покажи твою правую руку.
*Покажи твою левую руку.
* Покажи твое левое ухо.
* Покажи твое правое ухо.
*Покажи твою левую ногу.
* Покажи твою правую ногу.
* Покажи мою правую руку.
* Покажи мою левую руку.
* Покажи мое левое ухо.
* Покажи мое правое ухо.
*Покажи мою левую ногу.
* Покажи мою правую ногу. Исследование умения ориентироваться в сторонах собственного тела и в сторонах тела сидящего напротив.
Критерии оценки:
4 балла – задание выполняется правильно;
3 балла – задание выполняются правильно, но замедленно;
2 балла – ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но с затруднением ориентируется в сторонах тела сидящего напротив;
1 балл – ребенок затрудняется с ориентацией в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив;
0 баллов – ребенок не ориентируется в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.
- Молодец! А теперь мы на корабле. Посмотри, вокруг столько кнопок! Хочешь научиться управлять космическим кораблем? Тогда слушай мои инструкции. Если будешь правильно выполнять мои команды, то у тебя все получится, и мы полетим в космос.
* Нажми на кнопку, которая находится в центре; а теперь нажми кнопку, которая находится слева внизу от квадратной кнопки; нажми кнопку, которая находится вверху справа от квадратной; нажми кнопку, которая находится под маленькой треугольной.
- Молодец! Мы завели корабль! Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги).
Критерии оценки:
4 балла – задания выполняются правильно;
3 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;
2 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого;
1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;
0 баллов – задание не выполняется.
-Полетели на соседнюю планету, посмотрим кто там живет! О-о-о-о, мы встретили марсиан! Будем вежливы, поздороваемся с ним. Марсиане народ странный, ты ничего не перепутай.
* Когда он поднимет правую руку, ты тоже подними свою правую руку; когда он поднимет левую руку, ты подними левую руку.
- Посмотри, какое у них странное приветствие, они касаются своего уха. Повторяй за ними, ничего не перепутай.
* Когда он поднимет свою правую руку и возьмет левое ухо, ты подними свою правую руку и возьмись за левое ухо.
* А когда он поднимет свою левую руку и возьмет правое ухо, ты подними свою левую руку и возьмись за правое ухо.
1) Исследование зрительно-пространственной ориентации движений.
Критерии оценки:
4 балла – все задания выполняются правильно;
3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;
1 балл – эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;
0 баллов – стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.
- Молодец! Смотри, вождь марсиан вышел нас поприветствовать. Давай и с ним поздороваемся. Но у него особое приветствие, ничего не перепутай.
* То, что он будет делать правой рукой, ты будешь делать своей правой рукой (логопед прикасается к руке ребенка). То что он будет делать левой рукой, ты будешь делать своей левой рукой (логопед прикасается к руке ребенка). 2) Исследование зрительно-пространственной ориентации движений (проба Хэда).
Критерии оценки:
4 балла – задание выполняется правильно, в предложенном темпе;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – правильно выполняются 5–7 заданий, после чего возникают эхопраксии, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;
1 балл – эхопраксии возникают после первого задания и удерживаются при выполнении последующих;
0 баллов – стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.
- Молодец! Мы не зря прилетели на эту планету. У них праздник! Посмотри, какие у них своеобразные танцы. Давай повторим за ним.
Говорит и показывает марсианин:
*Опусти кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого сжать, большой палец вытянуть влево;
*Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх;
*Кисть правой руки сжать в кулак, на него положить ладонь левой руки;
*Кисть левой руки сжать в кулак, на него положить ладонь правой руки;
* Кисть правой руки сжать в кулак, ладонь левой руки прислонить к ней вертикально;
* Кисть левой руки сжать в кулак, ладонь правой руки прислонить к ней вертикально. Исследование развития кинестетической основы движений руки.
Критерии оценки:
4 балла – все задания выполняются правильно;
3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
1 балл – задания выполняются с помощью взрослого;
0 баллов – задания не выполняются.
- Молодец! Смотри, они хотят передать послание (марсианин показывает, логопед говорит инструкцию, ребенок повторяет) :
* Сложи 1 и 2 пальцы в кольцо;
* Вытяни 2 и 3 пальцы (сделай «зайчика»);
* Вытяни 2 и 5 пальцы (сделай «Козу рогатую»). 1) Исследование оптико-кинетической организации движений («праксис позы»).
Критерии оценки:
4 балла – все задания выполняются правильно;
3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
1 балл – выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий);
0 баллов – задания не выполняются.
- Делай как он. (Марсианин и ребенок стоят напротив друг другу. Выполняют зеркально. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руки.) 2) Праксис поз по зрительному образцу.
- А теперь он хочет, чтобы ты лучше это запомнил. Когда ты закроешь глаза, марсианин будет складывать твои пальцы, а ты должен будешь запомнить и повторить с открытыми глазами. 3) Праксис поз по кинетическому образцу.
Критерии оценки:
4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого;
3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;
1 балл – выполнить задание удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий);
0 баллов – задание не выполняется.
- Мы привезли им подарок, но наш подарок разбился и нам нужно собрать его (разрезные картинки из 2, 3, 4 фрагментов).
- Молодец! Определение конструктивного праксиса.
Критерии оценки:
4 балла – все задания выполняются правильно;
3 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;
2 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого;
1 балл – задания выполняются после демонстрации образца;
0 баллов – задания не выполняются.
- Марсианин хочет с тобой поиграть (он обводит карандашом руки ребенка, поднимай палец, к которому он будет прикасаться. Выявление синкинезий.
Критерии оценки:
4 балла – задания выполняются без синкинезий;
3 балла – односторонние синкинезии в части заданий;
2 балла – односторонние синкинезии при выполнении каждого задания;
1 балл – перекрестные синкинезии;
0 баллов – двусторонние синкинезии.
- Посмотри, марсианин хочет посоревноваться с тобой. Делай как он:
* Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко 2, 3, 4, 5 пальцам. В обычном и ускоренном темпе.
* То же самое левой рукой.
* То же на обеих руках.
* Пальцами правой/левой руки «поздороваться» поочередно с пальцами левой/правой руки начиная с большого.
* Соединить пальцы рук, осуществляя поочередно, начиная с большого движения – касания всех пальцев. 1) Исследование кинетической основы движений руки.
Критерии оценки:
4 балла – задания выполняются правильно;
3 балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого;
1 балл – для выполнения задания требуется помощь со стороны взрослого;
0 баллов – задания не выполняются.
- Смотри, он показывает тебе движения, ты должен повторить их не останавливаясь, сперва одной рукой, потом другой. (Руки лежат на столе. Сначала выполняем одной рукой, затем другой. «Кулак-ребро-ладонь».) Критерии оценки:
4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;
1 балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);
0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.
- Молодец! А теперь другое задание. Положи руки пред собой на стол. Делай как он. («Кулак-ладонь» Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую) 2) Проба «Озерецкого».
Молодец! Но смотри, какой он неуклюжий, рассыпал какой-то материал. Давай поможем ему собрать.
*Одновременно указательными и большими пальцами обеих рук бери со стола спичку и клади в коробок.
- Молодец! Смотри, он тебе дает какую-то картину. Он хочет, чтобы ты научился рисовать как он.
* Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш, нарисуй на этом листе точно такую же картинку, которую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, он должен быть точно такой же. Исследование пространственного восприятия.
Критерии оценки:
4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – единичные ошибки, дизритмия;
1 балл – многократные ошибки, дизритмия, наличие лишних движений, замена одних движений другими;
0 баллов – невозможность одновременного выполнения движений.
- Молодец! Скоро нужно будет возвращаться домой. Попробуй, не отрывая ручку от карты долететь до дома. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы) :
1) Исследование точности движений.
Критерии оценки:
4 балла – при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;
3 балла – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;
2 балла – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;
1 балл – не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;
0 баллов – невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.
- Молодец! Ты перенял навыки марсиан. Они предлагают тебе еще задание:
* Проведи прямую линию, слева направо;
* Проведи прямую линию, сверху вниз;
* Проведи линию короче данной;
* Проведи линию длиннее данной;
* Соедини точки;
* Дорисуй ломаные линии до конца строчки;
* Нарисуй квадрат, круг, … 2) Исследование графических навыков.
Критерии оценки:
4 балла – графические навыки сформированы соответственно возрасту;
3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;
2 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
1 балл – нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;
0 баллов – задание не выполняется.
*Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги (на нелинованной бумаге). 3) Исследование на переключаемость.
Критерии оценки:
4 балла – правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам;
3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;
2 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
1 балл – нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;
0 баллов – задание не выполняется.
*Вырежи круг по широкой линии ( продолжительность: 1 мин, возможна вторая попытка). (Квадратный листок бумаги, на котором начерчено 7 кругов (диаметр рельефно очерченного круга равен 5 см; другие круги, очерченные менее рельефно, отличаются от него величиной радиуса на 1, 2, 3 мм). Монометрический тест «Вырезывание круга».
Критерии оценки:
4 балла – правильное выполнение задания;
3 балла – задание выполнено правильно, однако круг вырезан не полностью (но не менее 8/9периметра);
2 балла – при выполнении задания отклонений от утолщения не более 2 раз (если ребенок в процессе работы перерезал одну из тонких линий) или 1 раза (если он перерезал две тонкие линии);
1 балл – при выполнении задания ребенок не уложился в отведенное время;
0 баллов – задание считается невыполненным при наличии многочисленных ошибок.
*По сигналу начинай чертить вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы линейки (10 сек, потом перерыв на 30 мин, затем задание проделывается другой рукой).
- Вот ты и перенял навыки марсиан, пора возвращаться домой и поделиться этими навыками с друзьями. Исследование скорости движений.
Критерии оценки:
4 балла – выполнение задания в быстром темпе для обеих рук, начертание более 20 линий правой рукой и более 12 левой (для левшей наоборот);
3 балла – выполнение задания в быстром темпе для одной руки (с указанием для какой руки выполнено задание, начертание более 20 линий;
2 балла – выполнения задания в замедленном темпе, начертание более 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемена скорости движений;
1 балл – выполнение в замедленном темпе, начертание за 20 секунд менее 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемены скорости движения;
0 баллов – начертание менее 10 линий ведущей рукой, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, значительные перемены скорости движения.