лариса шикова
«Коррекционно-развивающее занятие «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Коррекционно – развивающее занятие «Зимушка – Зима»
Коррекционно – развивающее занятие с подгруппой детей второй младшей группы, имеющих речевые нарушения (ФНР).
Тип занятий : усвоение знаний.
Цель: способствовать коррекции произношения звука «ш», автоматизировать звук «ш» в слогах, словах, предложениях, развивать связную речь детей, имеющих речевые нарушения (ФНР).
Публикация «„Коррекционно-развивающее занятие „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные :
• Формировать правильное произношение звука «ш», упражнять детей в отчетливом произнесении звука «ш» в слоге, в слове, предложении.
• Формировать представление о времени года (зиме, о зимней одежде и обуви.
2. Коррекционно-развивающие :
• Развитие артикуляционной моторики.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
• Развитие речевого дыхания, связной речи.
• Активизация в речи воспитанников названий предметов зимней одежды и обуви, существительных с обобщающим значением: «одежда», «обувь».
• Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, координации, ориентировки в пространстве.
3. Коррекционно-воспитательные :
• Воспитание самоконтроля за речью и самостоятельности при выполнении заданий.
• Развитие детского сотрудничества, преодоление робости, застенчивости.
• Поддержание высокой общей самооценки у детей.
Материал: Кукла в зимней одежде, круги - обручи (по числу детей – большие и маленькие, картинки с изображением предметов зимней одежды и обуви, «Загадочный сундучок» с игрушками (неваляшка, шарик, лягушка, мишка, машина, погремушка, матрешка).
Предварительная работа:
- индивидуальные занятия по звуковой культуре речи,
- дыхательная и звуковая гимнастика,
- артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, чтение русских народных песенок, подвижные игры.
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог загадывает загадку о зиме:
- «Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила».
- «Очень холодно зимой, дует ветер ледяной, мы замерзли и пора, нам согреться у костра».
Дети: «Зима»
1. Дыхательное упражнение (разминочное) «Кулачки»
А. С. и А. Н. Стрельниковых
Дети стоят полукругом и выполняют дыхательное упражнение вместе с воспитателем.
Норма: 12 раз по 4 вдоха.
2. Дыхательное упражнение «Ушки»
А. С. и А. Н. Стрельниковых.
Норма: 12 раз по 4 вдоха.
- «Молодцы, а теперь давайте улыбнемся друг другу!»
3. Артикуляционные упражнения:
«Улыбочка – хоботок» :
Упражнение «Вкусное варенье» :
Упражнение «Маляр» :
Повторить 3-4 раза.
Основная часть.
(раздается стук в дверь)
- «Детки, кто-то к нам пришел!» (вносит нарядно одетую куклу в зимней одежде, показывает детям, рассказывает) :
- «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка бобровая,
Маша - чернобровая».
Дети проговаривают за воспитателем.
- «Детки, как вы думаете, тепло ли Маше в шубке? Не страшен ли ей мороз»?
Дети: «Маше в шубке тепло и не страшен ей мороз».
- «А как вас одевают зимой, чтобы не было холодно»?
Дети: «Шубки, шапки, теплые штаны, шарфы, варежки».
- «Дети, а как назвать одним словом и шубу, и шапку и теплые штаны»? (перечисляя предметы одежды, воспитатель демонстрирует соответствующие картинки).
- «Правильно! Это - «одежда». А что вы зимой обуваете на ноги»?
Дети: «Сапоги, валенки, ботинки».
- «Верно. И сапоги, и теплые валенки, и ботинки мы носим зимой» (показывает соответствующие картинки).
- «Дети, а как одним словом назвать все эти предметы»?
- «Правильно, молодцы! Конечно словом «обувь».
Рассказывает русскую народную потешку:
«А баиньки – баиньки,
Купили сыну валенки,
Надели на ноженьки,
Пустим по дороженьке -
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить».
- «В них-то будет тепло, когда отправимся на машинах в дальнюю дорогу. Вы согласны, ребята»?
- «Большие машины шуршат громко «ш-ш- ш». Как они шуршат?
- «Правильно, громко - «ш-ш-ш»!
Дети гудят громко: ш-ш-ш».
- «А маленькие машины, шуршат шинами тихо: «ш- ш-ш».
Дети гудят тихо: «ш-ш-ш».
- «Молодцы! Хорошо погудели! А теперь давайте с вами поиграем! Одна группа будет водить большие машины, другая - маленькие.
Эти обручи - круги - ваши рули! Большие машины паркуются справа, а маленькие - слева (показывает). Когда я скажу: «Большие машины! Поехали»! Вы оправляетесь в путь: едете и громко гудите, крутите руль. А по сигналу: «Большие машины - в гараж!» - садитесь на стульчики. Затем, по команде, вторая группа – маленькие машины.
Дети меняются ролями (размерами машин). Игра повторяется 2-3 раза.
- «Зима - веселое время года, давайте встанем в круг и поиграем в «снежки».
4. Дыхательное упражнение
«Речевой волейбол»
Повторить 2-3 раза
5. Игра на развитие мелкой моторики «Загадочный сундучок»
Заключительная часть.
Релаксационное упражнение «Улыбнись».
Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Дети ложатся на ковер на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза.
- «Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова, думать ей всегда пора. Надо просто полежать, вспомнить солнце, море. Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луной. Вот она блестит и улыбается и от луны зажигается. Если это увидел ты. Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись веселей». Дети встают на ноги.
- «Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие»?
Дети: «Да».
- «Что мы с вами делали?»
Дети: «С язычком играли, на «машинах» ездили, «снежки» ловили».
- «Давайте скажем Машеньке «Спасибо!» и покажем какое у нас стало настроение».
Дети говорят: «Спасибо!», улыбаются.
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Тип занятия : коррекционно – развивающее занятие усвоения знаний для детей с нарушением речи (ФНР).
Занятие проводилось с подгруппой детей второй младшей группы, имеющих нарушения в речевом развитии (ФНР).
Занятие по теме : «Зимушка – зима».
Формирование правильного произношения звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях, занимает важное место в системе коррекционно – развивающих занятий, организовано в соответствии с перспективным планом коррекционно – развивающей работы с детьми второй младшей группы имеющими речевые нарушения (ФНР).
На занятии была поставлена следующая цель: формирование правильного произношения звука «ш» в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно – образовательные задачи:
- упражнять в выполнении дыхательных, артикуляционных упражнений;
- упражнять в четком, правильном произношении звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях;
- развивать связную речь;
- обогащать и активизировать словарь.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать
мелкую моторику;
- развивать мимическую мускулатуру;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- формировать силу и продолжительность выдоха, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитание положительного отношения к занятиям;
- развитие навыков сотрудничества,
- способствование преодолению робости и застенчивости;
- поддержание высокой самооценки у детей.
Цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Цель выполняется в единстве с коррекционно – развивающей, образовательной и воспитательной задачами. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей деятельности. Время между каждым этапом занятия выстроено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут. Весь материал и оборудование подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей. Речевой материал соответствует цели и задачам занятия. На занятии использовались дыхательные упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики А. С., А. Н. Стрельниковых, как средство развития речевого дыхания, упражнения артикуляционной гимнастики, игры на развитие мелкой моторики, а также упражнения на развитие мимики, эмоционально – волевой сферы, развитие силы голоса. Речевой материал был подобран с учетом возможностей детей, уровнем речевого развития, возрастными особенностями. Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учетом их индивидуальных особенностей (состояния внимания, степени утомляемости). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и четко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использования вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применения дополнительных наглядных опор (картинок). Для закрепления произношения звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях использовались упражнения на развитие речевого дыхания, проговаривание русских народных песенок, игры на развитие мелкой моторики, силы и высоты голоса. На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, а также, сюрпризные моменты: появление куклы Маши и «загадочного сундучка». Все задания были подобраны с опорой на использование анализаторов, способствующих развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон, так как создание положительной мотивации успеха к выполнению заданий, поощрение правильного выполнения действий, формирует у детей уверенность в возможности преодоления имеющихся речевых нарушений, способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленной цели: закрепили правильное произношение звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях.
Темп коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего дошкольного возраста оптимален для данного количества детей.
Организационный момент: 3-4 мин.
Основная часть: 10-12 мин.
Заключительная часть: 3-4 мин.
В течение занятия была обеспечена оптимальная, для детей 3-4 года жизни, смена видов деятельности.
Соблюдены гигиенические условия.
Созданы необходимые условия для коррекционно – развивающей деятельности, формирования, закрепления правильного произношения звука «ш». Совместная деятельность взрослого и детей в ходе коррекционно-развивающей, деятельности в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, активизирует центральную нервную систему, способствует формированию, развитию, закреплению правильного произношения звуков, практических умений и навыков, развитию навыка доброжелательного общения.