кристина камышева
Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"
Система музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на функциональную деятельность организма. Созданная Швейцарским музыкантом и педагогом Ж. Далькрозом система музыкально-ритмического воспитания, получившая широкое распространение вначале XX века, в Европе. Используется и в настоящее время как в работе с нормально развивающимися детьми, так и с детьми с проблемами в развитии, основывается на взаимосвязи музыки и движения, оказывающих положительное воздействия друг на друга. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различат форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.
Публикация «Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Вне зависимости от направления дефектологической подготовки (логопедия, олигофрено-, сурдо-, тифло- педагогика) в образовательных организациях следует особое внимание уделить коррекционной ритмике.
Коррекционная ритмика- это общее понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слово, где организующим началом служит ритм. В зависимости от специфики и варианта нарушения развития детей она подразделяется на ритмику : логопедическую (для детей с нарушением речи, фонетическую (для детей с нарушением слуха, коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).
Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка,рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складывается из двух компонентов:
- музыкально-ритмических навыков ( умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: темп, ритм, динамику, форму и т. д.);
- навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных);
Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы средствами ритмики. Наряду с обследованием познавательной и эмоционально-волевой сфер детей перед использованием ритмики в коррекционной работы осуществляется обследование моторики детей с проблемами. Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленять структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие "контингенты движений", при этом учитывая группу детей (возбудимых или заторможенных). Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют клиническую картину возбудимых, а вялость, адинамичность, бедность движений характеризуют картину заторможенных детей.
Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления как:
-коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения, памяти (слуховой, зрительной, воображения (воссоздающего, творческого, восприятия (слухового, зрительного, пространственного);
-коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают языком "выразительных движений";
-коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;
Структура занятий может складываться из таких частей, как ритмическая разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое прощание.
Развитие движений в сочетании с музыкой и словом представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс.
Список используемой литературы
1. Гринер В. А. "Логопедическая ритмика для дошкольников" : Уч. пед. гиз., М., 1958 г.
2. Гринер В. А. "Ритм в искусстве актера" : М., 1966 г.
3. Руднева С., Фиш Э. "Ритмика. Музыкальное движение" М., 1972 г.
4. Миронова С. А. "Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи" : М., 1987 г.
5. Власова Т. А. " Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии" :М., 1970 г.
6 Бернштейн Н. А. "Очерки по физиологии движений" :М., 1966 г.