Евгения Киримова
«Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения». учитель-логопед Киримова Е. А.
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения».
учитель- логопед Киримова Е. А.
Публикация «„Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения“, учитель-логопед Киримова Е, А,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения зрения. Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. Неприятности со зрением чаще всего начинаются в раннем возрасте. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.
Коррекционно-педагогическая работа – это система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями речи.
При обследовании детей, поступающих в специализированные группы, а также в ходе наблюдений и бесед с медицинским персоналом выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, и у всех детей ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление, ограничено овладение социальным опытом. Исходя из этого, занятия строятся дифференцированно, соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций, особенностям восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекционные).
В младшей группе – накопление знаний и формирование приёмов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.
В средней группе – формирование приёмов целенаправленного восприятия (алгоритмизации по плану- символу); обучение детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение:
• По существенным признакам;
• На основе овладения приёмом сравнения;
Обучение приёмам группировки на подражание; обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.
Коррекционные задачи в старших группах:
• Формирование приемов целенаправленного восприятия по плану (старшей группе, владение планом (в подготовительной группе);
• Формирование навыка узнавания и выделения предметов среди других с использованием сохранных анализаторов, определения их свойств и назначения на основе овладения приёмом сравнения;
• Овладение приёмами группировки (в старшей группе, классификации (в подготовительной группе);
• Обучение обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.
Обязательным содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Например, плетение ковриков обыгрывается в творческих играх «Магазин» или «Гости», в которых обсуждается с детьми удачное сочетание цветов, размеров, стимулируется самостоятельность, творчество.
Сенсорное и физическое воспитание – основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с определением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычных группах. Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия.
Коррекционную направленность занятий определяет выбор методов и приемов с учетом не только возрастных, но и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки.
Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференцированного подхода.
При индивидуальной работе нужно учитывать возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождение в контакт в процессе обучения, устойчивость внимания. Дифференцированный подход к учебно-воспитательной работе требует выделения подгрупп детей, в состав в которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития. Численность таких подгрупп, как правило, 1-2 ребенка. При работе с подгруппой нужно говорить медленней, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети моги осознать их, вдуматься в содержание. Если ребенок не может ответить, необходимо дать дополнительное разъяснение. Можно разрешать не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия, использовать по развитию речи дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки. Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке, и т. п., руки должны двигаться медленно, каждое движение сопровождаться словом показом. Обязательно индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его деятельности, са-мостоятельности.
На физкультурных занятиях важно использовать приближение горизонталь-ной, вертикальной цели, большой её размер, дополнительную страховку в лазании, спрыгивании; ограничение отдельных видов движений по согласованию с врачом – офтальмологом, замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. При некоторых видах упражнений (лазанье, равновесие) окклюзия снимается, чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как заклейка ограничивает свободу движений.
В изодеятельности образцы для показа должны быть в 2- 2,5 раза больше дет-ских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере. Для рисования можно применять как общую, так и индивидуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей.
На музыкальных занятиях, праздниках, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движений в пространстве, его красоты, иногда окклюзию можно сни-мать. На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, равные им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 мин.
Показываем предмет для зрительной гимнастики в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать мелкие предметы. Гимнастика проводится по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. необходимо отмечать старание, желание и результаты работы детей.
Коррекционную направленность имеет и организация рабочего места ребенка с нарушением зрения на занятиях. Так как коррекция зрения ребенка на первом этапе его лечения заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии лучше видящего глаза, то ребенок с амблиопией и косоглазием попадает в разряд слабовидящего. Поэтому рассаживают детей относительно педагога следующим образом: впереди- дети с низкой остротой зрения (0,4, далее с остротой зрения 0,4-0,6 и за третьим столом – дети с остротой зрения 0,6- 1,0.
Если у ребенка окклюзия левого глаза, то его надо посадить справа от преподавателя, если окклюзия правого глаза, то его слева, детей с расходящимся косоглазием – по центру. При работе за столом свет должен падать слева и сверху.
Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 метра от глаз. Также необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно- белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем, коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующим). Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
На занятиях по математике размер предметов- до 15 см., размер используемой натуры – 20-25 см., раздаточный материал- 2-5 см.
Весь демонстрационный материал должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т. д.
Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:
• Выбор адекватного фона;
• Выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится оранжевым, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – чёрным, красный – бордовым);
• Постоянное использование указки для показа;
• Нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз- слева, закрыт левый глаз- справа;
• нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям;
• подача некоторых объектов на рассматриваемой картине с чётким контуром (обводятся черным цветом по контуру).
Коррекционная направленность воспитательно- образовательных меро-приятий в сочетании с лечебными создаёт благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка.