Приложение МААМ

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности

Виктория Мучаева
Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности, реализующихся в профессионально-нейтральном или деструктивном способе преодоления.

Задачи:

1. Создать условия для лучшего познания себя.

2. Способствовать осознанию и коррекции участниками своих индивидуальных способностей, препятствующих конструктивному способу преодоления кризисной ситуации.

Публикация «Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности» размещена в разделах

3. Научить участников тренинга осознавать свое прошлое, настоящее и будущее.

Ход практикума

Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю вам встать в круг и с поклоном произнести: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте!

Участники кланяются и опускают руки.

Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека. Таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

Поговорим немного о здоровье педагога. Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема.

Профессия педагога – это «работа сердца и нервов», писал Сухомлинский. Современные исследования показывают: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов и специалистов различных социальных служб, работающих с людьми, связана с большими нервно-психическими нагрузками.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. День за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойства, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащения дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

Давайте поговорим о существующих деформациях личности в процессе профессиональной деятельности. Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменением в структуре личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на трех уровнях.

1. Общепедагогические деформации. Наличие этих деформаций делает педагогов с разным темпераментом и характером похожим друг на друга. Педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который в отличие от большинства других профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом воспитатель, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие черты, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие грубости и пр.

2. Типологические деформации связаны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными данными в педагогической профессии существуют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявляться в структуре личности.

Для педагога-коммуникатора характерны излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как существу молодому, неопытному, стремление затронуть интимные темы и пр.

Педагог-организатор может быть слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других, стремясь научить их, как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить к себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность независимо от содержания. Нередко педагоги-организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной.

Педагог-интеллигент (просветитель) в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию. В зависимости от условий он может стать «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляющим старые времена и ругающим молодежь за безнравственность.

3. Индивидуальные деформации определяются изменениями личности, которые внешне не связаны с процессом педагогической деятельности. Происходит развитие качеств, не имеющих отношения к педагогической профессии. Личностное развитие осуществляется не только под влиянием действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего, обусловлены его личностной направленностью.

Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач психолога, так как от этого во многом зависит и психологический климат педагогического коллектива.

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная устойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Е. Махер разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому эмоционального выгорания:

- усталость, утомление, истощение, бессонница;

- негативное отношение к собеседнику;

- негативное отношение к работе;

- скудность репертуара рабочих действий;

- отсутствие аппетита или переедание;

- негативная «Я-концепция»;

- агрессивные чувства;

- тревожность, раздражительность;

- упаднические настроения и связанные с этим эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;

- переживания чувства вины.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины синдрома выгорания:

- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;

- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;

- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;

- работа без перспективы выстроить профессиональную карьеру;

- неразрешенные личные конфликты.

Существует несколько рекомендаций для профилактики и устранения «выгорания».

1. Необходимо научиться разделять профессиональную деятельность и частную жизнь. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь.

2. Общайтесь. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется делиться своими чувствами с коллегами и искать у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Сохраняйте положительную точку зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

4. Контролируйте эмоции, возникающие после завершения намеченной работы. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к «выгоранию».

5. Поддерживайте хорошую спортивную форму. Между телом и разумом существует телесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Мне бы хотелось дать вам представление о возможной практической помощи педагогам, а также познакомить вас с полезными психологическими упражнениями, которые помогут вам, уважаемые педагоги, более конструктивно решать сложные педагогические задачи, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность.

Ну а сейчас приступим непосредственно к тренинговым занятиям.

Предлагаю приступить к выполнению заданий. Это упражнение оказывает общепробуждающее действие, заставляет напрягать память и концентрировать внимание.

Упражнение «Бегущие огни»

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!» Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое. Таким образом, «волна» вставаний и повторений «бежит» по кругу. Когда «волна» проходит полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, который может быть вербальным или невербальным (например, участник встает и г7оворит: «Доброе утро!», а затем дважды хлопает в ладоши и садится). Последующие участники должны выполнять этот комплекс. Через полкруга очередной участник добавляет еще что-нибудь и т. д.

Психогимнастика «Рубка дров»

Педагоги встают в круг. Психолог говорит «Знаете ли вы, как рубить дрова? Покажите, как держать топор и в какой позе удобнее стоять».

Педагоги имитируют рубку дров, при этом можно как можно выше заносить воображаемый топор на воображаемое бревно, издавая вместе с выдохом какие-нибудь звуки.

Следующим этапом нашего занятия послужит фаза лабиализации. На этой стадии происходит осознание самого себя, своей индивидуальности, неповторимости, формируется умение взглянуть на себя глазами другого человека.

Упражнение «Кто я?»

Задайте себе вопрос «Кто Я?» и запишите ответ, который первым пришел вам в голову. А теперь ответьте на этот вопрос еще раз, по-другому. А теперь - еще раз. Проведите черту под этими тремя ответами и ответьте на вопрос еще несколько раз, сколько сможете найти подходящих вам существительных.

Хочется отметить, что обычно на первом месте в списке самая привычная характеристика – то, как человек себя осознает. Продолжая список, человек начинает осознавать те характеристики, о которых реже задумывается. А на последнем месте нередко оказывается та характеристика, к которой человек не знает, как относиться, или относится плохо.

Следующее упражнение поможет взглянуть на себя глазами другого человека, проверить привычные представления о себе, обратившись к анализу своих действий, поступков, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми. Этот путь к тому, чтобы сделать представление о себе более реалистичным.

Упражнение «Качество»

Выберите три человеческих качества, которые кажутся вам наиболее важными: это могут быть как положительные, так и отрицательные качества.

Сейчас каждый участник берет лист бумаги и самостоятельно, без какого-либо обсуждения записывает:

- на основании чего он судит о наличии этого качества у другого человека;

- как он определяет, есть ли у него это качество.

Написав, попрошу обменяться записями и прочитать их. Если все готовы, пожалуйста, обменяйтесь мнениями.

Вопросы для обсуждения

1. В чем совпадают и в чем не совпадают ваши ответы?

2. Есть ли какие-нибудь заметные отличия между ответами на первый и второй пункты?

Следующим этапом тренинговых упражнений послужит фаза обучения. На этой стадии осуществляется выявление и осознание психологических проблем, а также стратегия преодоления кризисных ситуаций.

Упражнение «Мои желания»

Отчетливо представьте себе свое внутреннее «Я» и осознайте, что вы хотите. Время на выполнение 5 – 10 минут. А теперь задайте себе вопрос, на который хотите получить ответ («Чего я хочу?», «Чего я действительно хочу?», «Чего я хочу достичь?» и т. д.) Запишите первый ответ, возникший у вас в голове. Продолжайте задавать тот же вопрос до тех пор, пока ответы не перестанут приходить спонтанно. Затем просмотрите все ваши ответы.

Вопросы для обсуждения

1. Что говорят эти вопросы о целях, которых вы хотите достичь?

2. Насколько важны эти цели?

Хочется отметить, что образ желаемого будущего заставляет действовать только того человека, для которого характерна мотивация достижений. Человека с мотивацией избегания может побудить к действию только образ нежеланного, но надвигающегося будущего.

Следующее упражнение поможет нам понять и осознать, к какому будущему какие поступки ведут, поможет дать представление об оценки того, движетесь вы к своему желаемому или нежелаемому будущему.

Упражнение «Будущее»

Нарисуй в своем воображении две картины будущего: первое – спустя три года, включающее переживания и жизненные ситуации, которые вы хотите иметь; второе – также спустя три года, но включающее переживания и жизненные ситуации, с которыми вы не хотели столкнуться. Непременно включите в ваши воображаемые картины окружение, место, где вы находитесь, с кем и чем вы занимаетесь, как вы себя чувствуете.

После того как вы создадите эти две картины, посмотрите на желаемое будущее и спросите себя: «Что я могу сделать для того, чтобы это произошло?» Запишите, какое поведение сделает желаемое вами будущее многообещающим настоящим. Затем необходимо определить поведение, которое, возможно, приведет к нежелаемому будущему. Запишите перечень поступков, которые мешают вам добиться того, чего вы хотите.

Сейчас предлагаю вам выполнить ряд упражнений, которые научат приемам расслабления и спокойствия, необходимым как в профессиональной, так и в повседневной жизни.

Релаксационные упражнения

Закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своем дыхании в течение одной-двух минут. Обратите внимание на то, что при дыхании воздух входит и выходит. Концентрируйтесь на различных частях тела, двигаясь вверх и вниз, внутрь и наружу по мере того, как вы дышите.

С каждым воздухом направляйте ваше дыхание в ногу, в руку и почувствуйте, как при дыхании воздух «течет» внутрь и наружу.

Теперь сознательно вдыхайте медленно и глубоко десять раз. При этом повторяйте про себя: «Я расслаблен… Я расслаблен…» Повторяя эти слова, вы сможете почувствовать, как все больше расслабляетесь.

Для расслабления используйте образы и звуки. Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке в течение двух-трех минут. Закройте глаза. Расслабьтесь.

Представьте себя на берегу моря. Обратите внимание на волны, наблюдайте их прилив и отлив. Прилив и отлив… В это время вы чувствуете, как вы больше и больше успокаиваетесь. Затем, когда вы будите ощущать абсолютное спокойствие, покиньте «берег».

Сядьте поудобнее, голову откиньте на спинку стула. Подошвы ног поставьте на пол, сбросьте обувь, если без нее вы почувствуете себя свободней. Положите руку удобно и легко. Не скрещивайте при этом предплечья и не зажимайте кисти – позвольте своим рукам лежать спокойно и свободно. Смотрите прямо перед собой. Не меняя положения головы, направьте взгляд вверх, в направлении бровей, насколько это возможно. Продолжая сохранять это положение глаз, закройте их.

А теперь расслабьте ваши глаза. Позвольте им стать настолько тяжелыми и расслабленными, как будто они не в состоянии раскрыться. Обратите внимание на это ощущение.

Теперь позвольте этому чувству распространиться по всему телу. Дайте вашему телу свободно погрузиться в кресло, в котором вы находитесь.

В то время как ваше тело испытывает погружение, направьте внимание на свое сознание. Отпустите его, дайте ему свободно колыхаться, подобно поплавку на воде.

Хочется научить вас нескольким приемам выполнения звуковой гимнастики. Она действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

Звуковая гимнастика

Давайте все вместе выполним эти простые, но полезные упражнения.

Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.

Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.

Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.

Звук «Е» создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

Звук «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.

Звук «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

Вот мы и подошли к заключительной фазе тренинга. Пожалуйста, отметьте, как изменилось состояние вашего тела и души, настроения и мысли.

В завершении я прошу всех снова встать вокруг и с поклоном сказать друг другу, и свеем «спасибо» за работу и прекрасное общение, которое нас объединило и сблизило. Поделитесь своими впечатлениями от всего, что происходило сегодня.

(Участники обмениваются мнениями).

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Стихотворения на тематику о пути становления мужчины Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. В некоторых Ваших публикациях я встречал термин гендерное воспитание. Сказать точно,.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 13:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Мучаева (УИ 1363085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД