Марина Марченко
Конвергентный подход в реализации образовательной области «Познавательное развитие» ООП дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, время современных наук и технологий, перед нами педагогами дошкольного воспитания стоит задача- формирование и развитие мобильной личности воспитанника, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Не секрет, что ребёнок, со сформированными предпосылками универсальных учебных действий наиболее успешен в жизни.
Публикация «Конвергентный подход в реализации образовательной области „Познавательное развитие“ ООП дошкольного образования» размещена в разделах
Целенаправленный процесс интегрирования, пересечения, взаимопроникновения образовательных областей в дошкольном образовании с однозначным приоритетом проектной деятельности в работе с воспитанниками и при наличии разнообразных форм коммуникаций и взаимодействия в педагогическом коллективе с использованием высоких технологий, это и есть Конвергентное образование в дошкольной практике.
Сам собой возникает вопрос - что же такое «конвергентное обучение»? Это проект, направленный на формирование такой среды, как в НОД, в свободной организованной деятельности, в которой дети будут воспринимать мир как единое целое.
Конвергенция - это взаимопроникновение технологий, когда границы между отдельными технологиями стираются, а многие интересные результаты возникают именно в рамках работы на стыке областей. Так в нашем учреждении на неделе «Город мастеров», ребята научились различать стили декоративной живописи, создали на бумаге один из элементов росписи – декоративный завиток, организовали выставку работ. Воспитанники узнали историю любимого лакомства россиян, познакомились с презентацией методики изготовления пряничных шедевров, увидели работы взрослых мастеров, создавших целую сказку, выполненную из теста, мёда и патоки. А в заключении каждый участник расписал пряничную матрёшку, сделанную из соленого теста своим неповторимым узором. Педагоги нашего ДОУ смогли осуществить такой подход в рамках тематических недель: «Хотим все знать», «Профессии», «Мир книг», «Театральная студия», «В гостях у бабушки Арины». Дети стали активными участниками интегрированных занятий и досугов, а такой подход к деятельности раскрывает интеллектуальные и творческие способности детей.
В построении заданных тем и задач наши педагоги активно и эффективно используют разнообразные ресурсы. Они создают новый образовательный маршрут, используя литературу, интернет-ресурсы, где с помощью взрослого каждый дошкольник расширяет свои знания и кругозор. Такие формы работы помогают превратить образовательный процесс в увлекательную игру с пользой для детей, увлечь их, создать условия для коммуникации.
Перед тем, как провести, например, заключительное мероприятие по теме недели «Путешествие по сказкам Павла Бажова», велась активная образовательная работа в группе по творчеству уральского писателя-сказителя, интегрировались в работе все образовательные области. Непосредственно в мероприятии наши воспитанники активно отвечали на вопросы по сказам Павла Петровича Бажова, участвовали в конкурсах и играх, КВН, Квест. Дети увидели самые популярные самоцветы и поделки из них, и заинтересовав и приобщив родителей к этой теме,была организована ярмарка «Уральские самоцветы».
Уже с ранних лет (группа раннего возраста) дошкольников начинаем создавать условия для освоения с разных наук, цель: разжечь интерес и любознательность.
В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия – проектное обучение (метод проектов) и исследовательское обучение, которые с большим энтузиазмом используются нашими педагогами. Это, например, бюро путешествий, студия создания мультфильмов, книжкина неделя, страна Здоровячков.
Мир вокруг нас меняется, меняется и подход педагога к реализации общей образовательной программы. Проблема исследовательского и конвергентного подхода к обучению, стала особенно актуальной в современном мире. Сегодня –дошколята, а завтра – выпускники школ и ВУЗа. А рынок труда и высокотехнологичное производство выдвигают новые требования к профессиональной подготовке специалистов в различных областях. Это должны быть специалисты качественно нового типа: конкурентоспособные, инициативные, компетентные, предприимчивые, высококвалифицированные, способные анализировать и структурировать получаемую информацию, осваивать современные информационные технологии и развивать уже существующие, способные адаптироваться к изменениям в мире.
На основании вышеизложенного. хочу отметить, что направления, выбранное в работе педагогами нашего учреждения:
- исследовательские практики
- тренинги исследовательских способностей
- мониторинг проектной деятельности
закладывают основы и базу для специалистов будущего.
И новое на первый взгляд, «непонятное, неизвестное» словосочетание – «конвергентный подход» к обучению, становится путеводителем, который разжигает интерес в работе, стремление к познанию и исследованию со своими дошколятами.
И мы, приглашаем вас, окунуться в безграничное пространство педагога с воспитанником, приняв участие в нашей стажировочной площадке и поделиться своим опытом, своими мыслями видением работы в данном направлении.