Лидия Михайловна Сидоренко
Консультация для воспитателей «Страшные истории — прививка от страха»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы когда-то, укачивая малышей пели «страшные» колыбельные где действовали Бука, Бабай, Балабай, «Серый волчок», целью которых было непросто успокоить расшалившегося ребёнка, но и в очень мягкой форме провести тренинг на страх.
Но если маленький ребёнок видел свое спасение в матери, которая во время исполнения колыбельной держала малыша за ручку и в конце концов «прогоняла поганого» :
Поди, бука, куда-хошь,
Моего Ваню не тревожь.
Мы Арсеньку не дадим –
Пригодится нам самим.
Публикация «Консультация для воспитателей „Страшные истории — прививка от страха“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прививки, иммунизация
- Прививки. Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
То в подростковом возрасте «амортизатором» личного страха становится детский коллектив – основная среда общения ребёнка.
Психологи отмечают, что в подростковом возрасте выделяется период от 6 до 12 лет, когда дети любит рассказывать и слушать всякие «страшные истории». Наверняка вы помните из своего детства жуткие рассказы об «огромной руке», «красной перчатке» или «чёрной простыне». Вспоминаете и то, с каким наслаждением и в то же время затаенным страхом вы вслушивались в каждое слово говорящего, произносимое нарочито устрашающим голосом. Зачем было нужно это? Почему так устойчиво, во все времена, держится привычка детей «стращать друг друга«? Трудно однозначно указать на причины подобного явления. Ряд учёных усматривают в нём закономерности психического развития ребёнка, специфику становления его гормональный сферы. По мнению других, «страшные рассказы«– это коллективный поиск ответа на вопросы, разрешить которые индивидуальное сознание ребёнка ещё не в состоянии, попытка понять непонятное (например, что такое жизнь? или смерть) С помощью перевода абстрактных для ребёнка понятий в разряд реально существующих объектов.
Но давайте посмотрим на это явление с другой стороны. Как правило, «страшные истории» рассказывали вечернее время, где-нибудь в закутке, в атмосфере таинственности. Собиралась разновозрастная детская компания, и кто-либо из старших детей, взявший на себя роль «учителя», начинал свое повествование. Все переживали события по-разному. Самые маленькие (а ими были дети пяти-шести лет, в первые попавшие на эту сходку, слушая рассказ, естественным образом пугались. Средние же ребятишки, хоть и обладали большим опытом, все же боялись, но страха перед малышами не показывали, даже старались их подбодрить взглядом. они внимательно слушали рассказы старших – ведь в недалёком будущем им самим предстояло стать такими же «бесстрашными» рассказчиками.
Выходит, в этом потаенном действии, коллективно переживая страх, дети получали определённую «прививку от страха«– очередное средство развития своей психологической защиты.
Народная педагогика не только интуитивно знала об этом, но и активно использовала в деле воспитания детей. «Разве страх не травмирует психику ребёнка?»– спросите вы. Травмирует, но смотря какой. Страх переживаемый коллективно не наносит такого психологического удара ребёнку, как страх, пережитый в одиночку, или внезапный испуг. Поэтому народная педагогика категорически запрещает пугать ребёнка «из-за спины».
Дети учились переживать смоделированные страшные ситуации, готовясь к реальной жизни. Говоря научным языком, они обретали стрессоустойчивость – важное качество, позволяющие адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
Приведём такой пример. Для каждого ребёнка было большой наградой, когда ребята постарше брали его в «ночное» – летом пасти ночью лошадей. Это было признанием его «повзросления». Там, сидя у костра, ребята начинали рассказывать страшные «былички «про оборотней, ведьм, леших, домовых, русалок и прочую нечисть. (Перечитайте-ка «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева – там прекрасно описано «ночное» и все, что с ним связано.) Если в этих ночных походах были и взрослые, они с удовольствием включались в разговор, начинали сами рассказывать разные «страшные истории «или благодушно выслушивали то, что говорили ребята. Во время подобных ночных бесед взрослые нередко испытывали юных рассказчиков. К примеру, в самый кульминационный момент рассказа про страшную и опасную русалку, когда ребёнок и зачарованно слушает, и внутренне боится (вот-вот русалка появится, кто-либо из взрослых вдруг обращался к подростку: «Ну-Ка, Ваня, пойди проведай коней». Для мальчишки это было своего рода испытанием: он должен выйти за приделы этого освященного пространства в чужой, опасный, пугающий мир, должен преодолеть себя, пересилить свой страх. Однако и тут «спасательный круг» был наготове: ребёнок видел яркий свет костра и сидящих вокруг него людей и понимал, что в любой момент он может вернуться. Одним словом, он контролировал ситуацию, а это уже не оказывало того негативного стрессового воздействия, которое возникло бы тогда, когда ребёнок не видел бы выхода из положения.
Со временем дети, научившись преодолевать страх, в совершенстве овладевали искусством кувыркания, бесстрашно лазали по деревьям, умели ловко прятаться в лесу и прочее (согласитесь, вряд ли кто из современных детей может похвастаться подобными умениями – для нас это скорее «боевые атрибуты «ОМОНа или спецназа)
В конечном счёте во взрослом состоянии все эти полученные в детстве «инъекции страха «хорошо отрабатывали: человек практически ничего не боялся, он мог заблудиться один в лесу и не растеряться, умел прятаться «и от зверя лютого, и от человека лихого «и был готов ко всякого рода переживанием. Особенно эти качества помогали на войне: недаром отмечено, что солдаты – выходцы из крестьянских семей – гибли на полях сражений гораздо реже, чем их городские однополчане.
Сегодня мы почти утратили понимание необходимости подобной подготовки детей. В стремлении «беречь «свое чадо, защитить его от любых травмирующих (на наш взгляд) Воздействий, мы делаем порой из ребёнка некая «оранжерейное растения«– нежная, хрупкая, не защищенные. И тем самым не облегчаем, а лишь усложняем его будущую жизнь, в которую мы выпускаем его абсолютно не подготовленным к возможным трудностям и опасностям.