Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Музей истории кондитерской фабрики» ко Дню музеев на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Музей истории кондитерской фабрики» ко Дню музеев на МААМ
Фото и видео из личного архива.
Публикация «Консультация для педагогов „Музей истории кондитерской фабрики“ ко Дню музеев на МAAM» размещена в разделах
- Кондитер. Знакомство с профессией
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Повар, кондитер. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
В 2000-х годах Московские кондитерские фабрики «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевский», - стали единым холдингом «Объединенные кондитеры», постепенно к ним присоединились и другие фабрики России. На освободившейся территории зданий «Красного Октября» открылись культурные площадки, атриумы, музеи, выставки, художественные галереи.
«Дорожка в музей по фантикам»
Здесь же в 2017 году открывается Музей истории кондитерской фабрики «Красный Октябрь», с выставкой «Роза Эйнема».
С конца XVIII века Европа наслаждалась прекрасным лакомством –«горячий шоколад». Фердинанд Теодор фон Эйнем (1826 – 1876) – немец из Пруссии открыл впервые массовое производство шоколада в России. С 17 лет у себя на родине, будучи подмастерьем в кондитерской лавке, овладевал шоколадными секретами: от выбора какао бобов до сохранения тонкого вкуса готового шоколада, и к 19 годам, став опытным мастером, мечтает открыть свою кондитерскую, на которую вряд ли хватило бы денег. Фердинанд отправляется в Россию и с помощью своих соотечественников и собственной работоспособности, открывает мастерскую «пиленого сахара», а через 3 года – небольшую кондитерскую лавку на Арбате.
В это время в российских кондитерских продавали чай, варенье, мёд, конфеты, пряники, но шоколада не было. Итальянские и французские кондитерские угощали москвичей горячим шоколадом, пришедшим им по вкусу.
Альбом коммивояжера (агента по распространению) с образцами оформления кондитерских коробок конфет.
В кондитерской Эйнема можно было купить редкий твердый шоколад, который только что появился в Европе. Так у Фердинанда Теодора, который на русский манер именовал себя Федором Карловичем, появились состоятельные клиенты.
Ручные инструменты: Воронка для обливки помадных, ликерных масс; Машинка для завертки карамели; Ковш для шоколадной массы; Совок для просеивания орехов.
Производство шоколада уже под именем Эйнема расширялось, покупались новейшие для своего времени машины, оборудование, но всегда часть дохода: денежный вклад или вкусная продукция шли на благотворительность. С 1853 -1856 гг, работая на русскую армию, в период Крымской войны в России – Эйнем посылает на фронт и в военные госпитали варенье, сиропы, печенье, шоколад, не экономя на качестве и не завышая цен.
Первый фантик конфеты «Ну - ка, отними» (1913г)
«Добыл я плитку шоколада и мне товарища не надо. Пред всеми говорю людьми: «Съем всю! А ну-ка, отними!» Фантик конфеты потом перерисовывался, современный его вариант на фантике с девочкой и собачкой с 1952года.
Три основных правила придерживался шоколатье всю свою жизнь: использовать только высококачественные сорта какао, разнообразить ассортимент, оформлять продукт достойно по красоте и эстетике, не завышая разумность цен. Эйнем принимает участие в Российских промышленных выставках, где «Сладкая продукция» прославила его на всю страну, принося заслуженные награды за качество, объем продукции, и ее богатый ассортимент.
«Печенье» - шкатулка –обманка.
Он в постоянном творческом поиске, выпускает чистый шоколад, шоколад с ванилью и без нее, шоколад и конфеты «лечебные», конфеты, какао порошок "Золотой ярлык" (нам знакомый, пралине, делает свадебные, юбилейные и подарочные наборы, немало внимания уделяя оформлению. Заворачивает шоколад в бумагу разных цветов, каждому дает свой номер. Придумывает «сюрпризики»: внутри обертки конфеты – короткий рассказ о картинке фантика. «Угощая, обучаю», - всё на пользу. Сладости выпускались сериями, предлагая собрать всю серию.
Серия «Прежде и теперь». Часы. «Древние люди не могли изобрести сложные механические часы, они придумали только солнечные….»
Открытки - вкладыши внутри коробок конфет, с минимальной, но запоминающейся информацией, почтовые и поздравительные открытки, карты для игр, схемы для вышивания.
В оформлении конфет всегда отражались события времени: от первой железной дороги до полета Ю. Гагарина в космос.
Серия «Прежде и теперь». Музыка. «Прежде мелодичные звуки арфы услаждали слух фараонов, теперь механическая пианола при помощи электричества, знакомит слушателей с произведениями гениев, не требуя от исполнителя никакого знания и труда»
К коробке конфет иногда прилагались ноты – «Шоколадный вальс», «Полька – карамелька», «Кекс – галоп», «Танец Какао», «Вальс монпансье», написанные композитором Карлом Фельдманом, - при этом музыку предлагалось играть в 4 руки, а для этого подруга должна была пойти и купить себе тоже коробочку конфет с нотами.
Шоколад – фонограф - игрушечка. «Поющий, играющий, говорящий шоколад. Продажа везде во всех магазинах Товарищества», в комплекте с шоколадной пластинкой, которую прослушав пару раз, можно было съесть.
Милые лица девушек на открытках и обложках коробок – это лица работниц фабрики или магазинов Эйнема. Женщин на фабрике было в 2 раза больше, чем мужчин. Эйнем не использовал детский труд, впервые ввел декретный и после родовой отпуск. Для всех работников были лучшие условия труда, по сравнению с другими фабриками: рабочий день был 8-и часовым, установлены пенсии, открыты школы для детей работников фабрики. Небольшая хитрость работодателя: чтобы работник во время работы «не ел шоколад, все пели и в цехах постоянно звучал хор».
Формы для фигурного шоколада
Грандиозные планы Эйнема: покупает в Европе Паровую машину, строит Фабрику на Софийской набережной, что дает возможность накормить шоколадом всю Российскую империю, не с целью обогащения, а с желанием принести людям радость. Огромный объем работы отвлекает Федора Карловича от любимого его сердцу, творчества: создания новых рецептов и поисков новых оформлений конфет и шоколада. И тут большая судьбоносная в 1867 году встреча с земляком и коммерсантом, Юлиусом Гейсом, ставшим его верным партнером, другом и директором фабрики. В 1868 году Эйнем находит и личное счастье: его женой становится соотечественница Каролина Мюллер.
Со временем у «Товарищества Паровой фабрики шоколадных конфет и чайных печений Эйнема» появляются конкуренты: Абрикосов, А. Сиу, Барман… Шоколада становиться больше и он доступен многим. В 1871 году на Берсеневской набережной была открыта вторая Кондитерская фабрика «Товарищества Эйнема» для производства бисквитов и вафель. Успех у потребителя был огромный, впервые поступали заказы из-за рубежа.
Памятники Ф. Эйнем и К. Миллер (Москва. Введенское кладбище)
По состоянию здоровья, Ф. К. Эйнем отходит от дел, и, не имея наследников, всё свое шоколадное производство передает Ю. Гейсу, а сам уезжает на лечение в Германию. В Германии, в возрасте 50 лет Фердинанд Теодор фон Эйнем умирает от болезни сердца, завещая похоронить себя в Москве, в России, ставшей для него любимой второй Родиной. Завещание было исполнено. Каролина возвращается в Россию, выходит замуж и просит в «конце пути», похоронить ее рядом с первым мужем.
Гейс оставляет без изменения бренд «Товарищество Эйнем», осуществляя дальнейшее процветание производства шоколада в России. В 1886 году на выставке «Фирма Эйнем» получает Золотую медаль и в 1896 году - получает высшую награду Российской выставки - «Герб Российской империи». На Международной выставке в Париже удостаивается Гран-при. В 1913 году «Товариществу Эйнема» присваивается звание «Поставщик Двора его Императорского Величества», как производству, которое за 10 лет работы имеет качественный отменный продукт, не имея ни одного, даже самого пустякового нарекания.
Кондитерский магазин сети «Алёнка»
После революции 1917 года фабрику национализировали, назвав «Красный Октябрь», а на упаковках и фантиках еще 20 лет приписывали «бывшая Эйнем». «Красный Октябрь» и по сей день не уронил Высокое качество Русского шоколада. Наши по - прежнему любимые «классические конфеты»: «Красная шапочка», «Мишка Косолапый», «Стратосфера», «Столичные», «Красный мак», «Аленка», «Буревестник», «Трюфели», «Кара-Кум», «Петушок – золотой гребешок», «Ласточка», «Южная ночь»…
Музей Истории Шоколада называется «Роза Эйнема». Одна из версий: «Всё творчество, идеи Ф. К. Эйнема – прекрасны как роза». И вторая: результат «конкурентной борьбы» «Товарищества Абрикосова» с «Товариществом Эйнема». Абрикосов в тайне покупает фруктовый сад, строит фабрику в Симферополе и привозит в Москву невиданные доселе глазированные сахаром и покрытые прозрачной глазурью фрукты. Десерт Абрикосова имеет успех.
Гейс не уступает, там же строит фабрику, покупает фруктовый сад, а между деревьями высаживает розы, пчелы опыляя деревья, передают аромат роз фруктам. Гейс привозит в Москву глазированные фрукты в шоколаде, мармелад. Пальма первенства «Товарищества Эйнема» возвращена.
Музей проводит мастер класс, предлагая попробовать свои силы в изготовлении шоколадных конфет ручной работы: 2 шоколадных цилиндрика, пралине в виде батончика, стаканчик настоящего теплого шоколада и обсыпку в виде крошек ореха и карамели. По окончании работы всё ставят в холод, и конфетка готова.
«Любой музей есть память о веках» (А. Демьянков). Память о событиях и людях, чьи имена слагают нашу историю.