оксана шабалева
Конспект занятия по развитию речи в зимний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет «Тим, Том и Там-там-там»
▼ Скачать + Заказать документы
Январь
3 неделя
Тим, Том и Там-там-там в гостях у ребят
Цель: учить систематизировать звуки: мягкие согласные, твёрдые согласные, и гласные, познакомиться с буквой «Т».
Задачи:
- Развивать способности по мимике, жестам, интонации;
- Формировать умение находить похожесть и отличие;
- Вырабатывать чёткую, правильную артикуляцию звуков [т] и [т’]
- Помочь разобраться в смысловой нагрузке слов: часы, будильник;
- Вспомнить ранее изученные буквы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в зимний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет „Тим, Том и Там-там-там“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: три гномика красный, синий и зелёный (зелёный улыбается, у синего нейтральное выражение лица, лицо красного выражает восхищение, а в руках музыкальный инструмент) все гномики наклеены на коробки, в которые потом будут складываться тематические картинки. Разноцветные кружочки, фишки для каждого ребёнка, игровой кубик, часы.
Для этого занятия удобно использовать дидактическую игру «Буквоград». В нашей группе её, по моей просьбе, изготовила родительница Антюфеева Ю. А.
Кармашки по количеству букв. На каждом кармашке с помощью липучки наклеены крупные буквы, а внутри - герои на эту букву. Чтобы игровой момент был интереснее вместо ножек, крылышек – отверстия и герои могут оживать: ходить, летать, плавать.
Предварительная работа: игра-ходилка «На поиски друзей»
I этап
(Предметы, первый звук которых ранее был изучен детьми, разложены на столе замкнутой змейкой,тут жефишки в коробочке и кружочки красного, синего и зелёного цвета, на соседнем столе – буквы. Дети стоят в кругу.)
Ребята, к нам обратилась Царица Букворица. Она сказала, что присылает к нам своих дорогих пажей, которые должны навести порядок в стране Букволандии, а мы должны им помогать. Но я хочу убедиться, что вы к этому готовы. Я читаю стихотворение, а вы жестами и мимикой изображаете озвученные эмоции. Попробуем? (Воспитатель диктует выразительно, чётко, с паузами)
Мы бываем добрыми.
Мы бываем злыми.
Грустными, весёлыми,
Странными, смешными.
Нас порой в кроватках
Посещает страх.
И печаль украдкой
Стонет: «Ох и Ах».
Разберёмся с чувствами
Чёрными и белыми.
Обретём искусство мы
Быть ну очень смелыми.
Шабалева О. В.
Посмотрите, нас встречают три замечательных гномика:
Тим, Том и Там-там-там. Может мне показалось, но они немного похожи, не находите? (Внешне все одинаковы) А в чём различие? (Разные эмоции, разные цвета, у красного в руках дудочка)
Дети, а прислушайтесь к именам наших героев, чем они похожи? (Первый звук в именах – звук [Т]) Правильно, скажите, а букву «Т» вы учили? (Нет) Значит? (.) Да, пришло время выучить звуковой стишок:
Буква «Т», как молоток
Гвоздь вбивает в потолок.
Что за грохот? Что за стук?
Буква «Т» стучит: «Тук-тук».
(Воспитатель показывает букву)
Посмотрите, буква «Т» действительно очень похожа на молоток. Вот ручка, вот молоточек. (Повторение стишка групповое и индивидуальное) Ещё один вопрос звук: (Т) – гласный, или согласный звук?) Конечно согласный.
Теперь я предлагаю вслушаться в имена: Тим и Том. Произнесите первый звук в слове Тим. (звук (Ть) А первый звук в слове Том? (Т) Молодцы. Какой из этих звуков мягче? (Звук (Ть) Точно. Как вы думаете, какого цвета волшебник Тим? … Если дети затрудняются ответить) Мы уже выяснили, что в слове Тим звук (Ть) мягкий. А в какой цвет мы окрашиваем мягкие согласные? (В зелёный) значит Тим? (зелёный) А твёрдые согласные? (В синий) Поэтому Том какого цвета? (Синего) Совершенно, верно. Есть ещё один паж – Там-там-там, а знаете почему у него такое имя?) Там-там-там очень любит петь, у него и имя своеобразное, поющее: (поёт) Там-там-там. Он всегда выбирает поющие звуки, а какие звуки умеют петь? (Гласные) Ну да! И гласные обычно отмечают красным цветом.
Мы отправляемся в Букволандию! (становимся вокруг большого стола с картинками, в коробочке рядом лежат фишки, на столе игровой кубик)
Артём, возьми и брось на стол кубик. Посчитай, сколько точек? (Четыре) Бери фишку, ставь на старт (большой кружок) считаем вместе. Какой герой тебе достался? (название предмета лучше спрашивать у малышей, например Индюк)
Какой первый звук в слове «индюк»? Звук (И). Он гласный, или согласный? (Гласный) Молодцы! Гласные каким цветом мы обозначаем? (Красным) Правильно. Артём, возьми индюка, а на его место положи красный кружочек. К какому гномику отправится наш индюк? (К красному) Как его зовут? (Там-там-там, индюк своим ходом отправляется в ящичек к красному гномику)
Ульяна, твой ход, бросай кубик. Сколько выпало точек (две) Ставь фишку на старт считаем: один, два. Какой герой тебе достался? (Бегемот) Первый звук в слове? (звук Б) Давайте разберёмся, звук Б мягкий, или твёрдый? (Мягкий) Какого цвета кружочек поставим вместо бегемота? (Зелёного) А к какому гномику отправится бегемот? (К Тиму)
II этап
Дальше старшая группа играет самостоятельно, разбирая картинки по коробочкам гномов. Имейте в виду, ребёнок, который попадает на пустой кружочек – пропускает ход. Играем очень тихо, разговариваем в полголоса. Младшая группа продолжает работать с воспитателем.
Друзья, наши гномики принесли нам вот такой предмет (Показывает будильник). Кто знает, как называется этот предмет? (Часы, будильник) Правильно. Кто чётко повторит эти слова?) Молодцы! А может быть вы знаете. Почему будильник называется так странно? (Потому что он будит) Здорово. А у вас дома есть какие-нибудь часы?) Конечно, у всех дома есть часы. Подумайте, если часы вешают на стену, как они называются (Настенные). А если их одевают на руку, они какие? (Наручные) Посмотрите, у часов. У будильника есть стрелочки, что делают стрелочки? (Ходят, тикают) Точно, тикают они вот так: «Тик-так, тик-так». (Хором, индивидуально)
Большие часы тикают громко: «Тик-так, тик-так» (хором, индивидуально, а маленькие тихо, но быстро «Тик-так, тик-так» (хором, индивидуально).
Давайте поиграем: если я покажу большие часы, говорим громко и медленно, если маленькие – тихо и быстро. Ох, какие вы все внимательные, никто не разу не ошибся!
III этап
Очень хорошо. Старшая, группа, предлагаю вам присоединиться к нам, у нас музыкальная минутка:
Музыкально-ритмическая игра «Часики»
IV этап
У младшей группы есть возможность тихо поиграть, отдохнуть. Старшая продолжает работать.
(Вместе проверяем правильность выполнения задания)
Уважаемые воспитанники, вы помогли гномикам отыскать нужных животных. Но сейчас зверята очень устали и хотят отдохнуть в своих домика.
Вика, отыщи правильную букву для бегемота (буква Б, если дети затрудняются, вспоминаем звуковой стишок и пробуем угадывать по ассоциациям, положи его в правильный кармашек. Умница. Всё правильно сделала. (Подобным образом поступаем и с остальными героями)
V этап
Уважаемые ребята. Мы прощаемся с нашими гостями. (До свидания, Тим. До свидания, Том. До свидания, Там-там-там) В Букволандии теперь порядок. А мы с вами вспомним:
- Кому мы помогали?
- Какую новую букву выучили?
- С каким цветом мы ассоциируем твёрдые согласные? Мягкие согласные? Гласные?
Молодцы. Мне очень понравилось, что вы были дружными, активными и добрыми. Я заметила, что … сегодня работал активнее, чем обычно и очень этому рада.