Макарова Карина
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей
▼ Скачать + Заказать документы
"Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей"
Учитель-логопед
Макарова К. В.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка [2].
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников [3].
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием – развитие памяти ( разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания[2].
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация [1].
«Рассказывание сказки «Теремок»» (старшая группа)
Задачи:
• Обучающие:
o называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц, используя мнемотехническую таблицу;
o активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
o упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
o закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
o закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
• Развивающие :
o продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
o умение соотносить звуковые символы с образами.
• Воспитательные:
o воспитывать доброе отношение к животным;
o приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал:
• мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);
• персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
• на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку, большой серый – волка, большой коричневый – медведя).
Предварительная работа:
• чтение сказки «Теремок»;
• рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблицам;
• показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
• пение песен про животных;
• чтение стихотворений про животных;
• дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети сидят полукругом на стульчиках. Логопед в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской. Раздаётся стук и появляются герои настольного театра (зайчик и волк).
Логопед: Здравствуйте ребятки!
Дети: Здравствуйте
Логопед: Ребята кто пришёл к нам в гости?
Дети: Зайчик и волк.
Логопед:Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети: Это дикие животные, потому что они живут в лесу
Логопед: Правильно, молодцы!
А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он?
Рассказывание по мнемотаблице «Заяц» <Рисунок 1>.
Заяц
Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.
развернуть таблицу
Логопед: Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.
Рассказывание по мнемотаблице «Волк» <Рисунок 2>.
Волк
Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
развернуть таблицу
Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.
Логопед: Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло? Много.
Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?
Дети: В норке,
Логопед: А лягушка?
Дети: На болоте.
Логопед: Зайчик живёт…
Дети: Под кустом.
Логопед: А лиса где живёт?
Дети: В норе.
Логопед: Как называется дом волка?
Дети. …
Логопед: Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя?
Дети: Берлога.
Логопед: Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети: «Теремок»
Логопед: Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
Дети: Жили-были, однажды…
Логопед: А заканчиваются сказки какими словами?
Дети: Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
Логопед: А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети: Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Логопед: А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:
Мышка… (норушка,
Лягушка… (квакушка,
Зайчик… (побегайчик,
Лисичка… (сестричка,
Волк… (зубами щёлк,
Медведь (косолапый).
Логопед: А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.
После игры дети садятся на свои места.
Логопед: Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» <Рисунок 3>.
(Рис. 3)
Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.
Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик.
Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь.
Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
развернуть таблицу
Логопед: Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?
Дети: Мышка.
Логопед: Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?
Дети: Весёлая.
Логопед показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей <Рисунок 4>.
развернуть таблицу
Если дети не устали, и у них сохранился интерес, логопед предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.
Список литературы:
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.