Ирина Понькина
Конспект открытого урока по математике в 4 классе для детей с ОВЗ «Табличное умножение и деление чисел»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок «Морское путешествие». Тема «Табличное умножение и деление чисел».Тип урока: закрепление изучаемого материала.
Цели урока:
Образовательная: закрепить знания табличных способов умножения и деления. Развивающая: развивать вычислительные навыки, мыслительную деятельность при решении задач; формировать коммуникативные компетенции через работу в паре, группе, фронтальной беседе.
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, учить сопереживать;
-воспитание положительных мотиваций к урокам математики.
Темочки:
- Математика, 4 класс
- Математика. Деление чисел. Конспекты уроков
- Математика. Умножение. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Таблица умножения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Методы: словесно-иллюстративный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Средства обучения: мультимедийная презентация; индивидуальные карточки для 4 группы; смайлики: «веселый», «грустный»; 2 кораблика с заданиями; 2 дощечки; цифры, буквы для слова «морское»; цифры, буквы для слова «молодцы»; цветные картинки для физминутки; Карточка с задачей; 7 звёзд с числами; рабочие тетради; чертёж на подсчёт геометрических фигур; карточки для снятия напряжения с мышц глаз и шеи; карточки для игры рыбаки и рыбки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Ученики:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Учитель:
Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ
Психологический настрой.
(Звучит спокойная музыка, дети стоят около своих мест)
Слайд 1.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
-А сейчас, потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да)
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.
- А теперь за работу!
II. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 2.
Речевая зарядка.
Ученики:
Таблица умножения.
Достойна уважения.
Она всегда во всём права,
Чтоб не случилось в мире
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Учитель:
-- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю Вас
в удивительное путешествие, где нас ждут приключения. В пути мы повторим табличные случаи умножения и деления, будем решать задачи, чертить геометрические фигуры. А вот в какое путешествие мы с вами отправимся, сможем узнать после того как выполним задание.
На доске запись:
(морское) ___ путешествие
III. Устные вычисления.
-В этом нам поможет устный счёт.
Слайд 3.
Посмотрите на слайд. Здесь вы видите математические выражения. Давайте найдём значение каждого из них.
35 + 4 =
88 – 6=
45 + 7=
80 - 2=
57 + 3=
100 – 6=
39 + 9 =
Дети говорят ответы и на доске получается ряд чисел (переставляет карточки – учитель):
39 82 52 78 60 94 48
е о к р с м о
-Вы заметили, что внизу каждого числа есть буква. Расставьте числа в порядке возрастания, и мы узнаем, название нашего путешествия.
МОРСКОЕ
Слайд 4.
- И так, вы готовы? Мы отправляемся в морское путешествие.
«7 футов под килем – счастливого пути, как говорят настоящие моряки».
IV. Тема урока.
Учитель:
-Какие качества мы возьмём с собой в путь?
(Дети называют, учитель вывешивает на доску полоски бумаги, на которых записаны названные качества)
Слайд 5.
На доске:
Смелость Ум Выносливость
- Каждый моряк должен уметь работать с шифровками. Вы должны расшифровать запись.
Слайды: 6 – 13.
На наборном полотне.
МАНБОЦ ВАРПО ОКК ТАНПИКА
(боцман) (повар) (кок) (капитан)
-Какие слова зашифрованы?
(Дети: боцман, повар, кок, капитан. По мере отгадывания, учитель выставляет карточки со словами)
Слайд 14.
-Кто такой боцман?
(Боцман – это помощник капитана. Он отвечает за порядок на корабле, командует матросами.
-Кто такой капитан?
(Капитан – офицерское звание в армии, во флоте. Капитан корабля при помощи своих помощников ведёт судно по мировому океану.
Слово капитана на корабле – закон.)
-Кто такой кок?
(Кок – это корабельный повар)
-Какое слово лишнее?
(Повар)
-Почему? (Повар и кок – одно и то же)
Слайд 15.
Слайд 16.
-Путешествовать мы будем на двух кораблях.
А это значит, у нас будет две команды. 1 ряд – первая команда,
2 ряд – 2 команда. Выбираем капитанов.
-Назовите капитанов.
1. Испытание для команд. (работа в группах)
-Прочитать внимательно задачу, записать решение.
(Дети получают карточки с изображением корабликов, на них – задачи, решают командой на планшете).
Задание для 1-ой команды.
4 мальчика поймали по 5 рыбок. Сколько рыбок поймали мальчики?
Задание для 2-ой команды.
В 3 лодки сели по 5 человек в каждую. Сколько человек сели в лодки? (Капитаны выставляют планшеты на доску, читают задачу, проходит проверка)
(Работают 2, 3, 4 группы)
2. Решение примеров.
Слайд 17.
-А теперь мы обратимся к звёздам, ведь каждый матрос должен уметь ориентироваться по звёздам.
На доске звёзды с цифрами.
18 12 24 16 10 15 20
-Какие числа надо перемножить, чтобы получить произведение чисел 18 и т. д.
4 группа –П., Е. - решают самостоятельно примеры по карточкам на умножение;
С. –раскрашивает картинку, соотносит цвет с цифрой (карточка №1);
К. –обводит показы (карточка №1)
Слайд 18. Звучит «Шум моря».
-Рассвело. Нам пора отправляться в путь.
V. Пальчиковая гимнастика.
Лодочка.
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы) Две ладошки, друзья,
- Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
Слайд 19.
VI. Чистописание.
-На каждом корабле ведут бортовой журнал, в который записывают всё, что произошло за время путешествия. Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, который будете вести вы. Открываем наши бортовые журналы, пропишите образцы цифр и запишите число.
4 группа – К., С. – обводят цифры (карточки №2)
1.Геометрический материал.
а) «Задача на смекалку».
(Задача на подсчёт количества фигур)
-Сколько прямоугольников на чертеже?
Ответ: 6 прямоугольников.
Задание: Сколько квадратов на чертеже?
Ответ: 3 квадрата.
б) Дайте определение прямоугольнику.
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны, все углы прямые.
в) Постройте прямоугольник со сторонами 45 мм и 30 мм.
4 группа:
Е., В. - выполняют задание по заданным точкам;
П. – построить прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см:
К., С. – обвести по точкам (карточки №3)
VII. Физкульминутка (для снятия напряжения с мышц глаз и шеи).
Глазами «построить» треугольник, квадрат, круг.
Головой «написать» слово «айсберг».
Продолжение урока.
Слайд 20.
-Вот мы и в открытом море. Но, что это?
Перед вами айсберги. Что такое айсберги?
Сообщение ученика.
(Айсберги – очень большие плавающие куски льда в океане или в море. Как правило, айсберги откалываются от ледников. Некоторые айсберги имеют огромные размеры. Над водой возвышается лишь часть айсберга, а остальная находится под водой, поэтому айсберги очень опасны для судов. Некоторые арктические айсберги достигают 800 метров в высоту).
Слайд 21.
2. Решение примеров.
15: 3 = 25: 5 = 4: 2 = 20: 5 =
10: 2 = 16: 4 = 18: 3 = 12: 4 =
9: 3 = 18: 6 = 20: 2 = 12: 6 =
-Примеры решаем в бортовых журналах по кораблям. Проверка по кораблям.
(После записи ответов происходит взаимопроверка: экипаж 1-го корабля проверяет задание у экипажа 2-го корабля. Экипаж 2-го корабля проверяет у экипажа 1-го корабля).
4 группа: П. – решает вместе со всеми, опираясь на табличку;
Е., В. – решают примеры по индивидуальным карточкам (решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20);
К., С. – обводят и раскрашивают кораблики (карточка №4)
Физкультминутка.
Слайд 22.
-Настало время отдохнуть. Мы совершим экскурсию в подводный мир. И выполним подводную физминутку. Наденем акваланги и отправимся в путь. Все готовы? Погружаемся в воду.
(Учитель показывает карточки: 8 рыбок из зелёной бумаги, 6 крабиков, 9 – рыбок – петушков, дети выполняют упражнение и хором считают вырезанные фигурки: раз, два,)
Слайд 23.
На носочки встали –до медуз достали.
Сколько сделаем наклонов – столько рыбок здесь зелёных.
Приседаем столько раз, сколько крабиков у нас.
Столько сделаем прыжков – столько рыбок-петушков.
-Закончилась наша подводная экскурсия. Поднимаемся на корабль, снимаем акваланги.
IX. Тема урока (продолжение).
1. Составление и решение задачи по краткой записи.
-отправляемся дальше. А кто это плещется, ныряет там впереди, выпускает фонтан воды?
Слайд 24.
-Да это же киты.
–Что вы знаете о ките?
(Синий кит - самое крупное животное на Земле. Тело кита длиной до 33 м и весит около 150 т. Что значит 150 тонн? Это примерно столько, сколько весят 26 самых больших слонов).
-А кто это невдалеке от них?
Слайд 25.
Сообщение ученика.
Дельфины – очень добрые, дружелюбные и любопытные животные. Они всегда улыбаются. Дельфины, много раз помогали тонущим людям спастись.
4 группа: К., С. – обводят и раскрашивают кораблик (карточка №5)
Учитель:
-Рассмотрите их внимательно в бинокль и составьте задачу по краткой записи на доске:
Киты – 5
Дельфины -? в 3 раза больше -? морских животных
(Во время путешествия мы встретили 5 китов. А дельфинов, которые нас догоняли в 3 раза больше. Сколько морских животных встретилось нам в пути)
(Запись решения задачи в бортовых журналах и на доске)
4 группа: П., Е., П. – списывают задачу с доски.
Слайд 26.
-Отправляемся дальше. Что же у нас впереди?
Это необитаемый остров. Возможно, что именно на таком острове, когда – то проживал Робинзон Крузо.
-Итак, мы добрались до острова, где зарыт клад.
Отдохнём немного, порыбачим, а потом возможно и найдём клад.
Решение примеров на умножение.
Слайд 27.
Проходит игра: «Рыбаки и рыбки».
Учитель показывает рыбку с примером и называет ответ. Если ответ правильный, то дети хлопают, если ответ неправильный, то топают.
4 группа: принимает участие в игре.
-Из рыбы, которую поймала ваша команда, кок сварит отличную уху для всех.
Слайд 28.
-А вот и долгожданный клад, давайте посмотрим, что внутри.
(Учитель из сундучка достаёт фотографии детей).
-Ну что же нам пора возвращаться обратно.
Слайд 29.
-Внимание! За бортом бутылка! Что в ней?
-Да это же бутылка с посланием. Давайте выловим её и посмотрим, что там внутри.
_ И так, задание от капитана Врунгеля
Учитель достаёт послание из бутылки).
Слайд 30.
-Решите примеры, найдите неизвестный множитель.
множитель 2 3 2
множитель 3 2 5 2
произведение 10 12 18 15 18 16 14
(ученик решает пример переворачивает карточку с ответом: 5, 4, 9, 3, 6, 8,7)
- Увеличьте каждое число в 2 раза.
10– м; 8–о; 18 – л; 6 – о; 12 – д; 16 – ц; 14 – ы.
(На доске разбросаны числа, ученик находит правильный ответ переворачивает карточку и на обратной стороне составляет слово «молодцы»)
Слайд 31.
X. Подведение итогов.
Слайд 32.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Вы замечательно справились со всеми заданиями, работали хорошо.
В этом путешествии вы проявили себя как мужественные, смелые, смекалистые и неунывающие люди.
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
-Какие задания для вас были лёгкие?
-Какие сложные?
XI. Рефлексия.
(в начале урока, учитель раздаёт каждому ученику смайлики: «весёлый», «грустный»)
-Ребята, у вас на партах лежат смайлики: весёлый и грустный. Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.
-А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за хорошую работу.
Слайд 33.
Спасибо всем за урок!