Рита Чобанян
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах (синице, об их жизни в осенне-зимний период.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц.
2. Закрепить представление детей об особенностях поведения синицы (летает, прыгает, клюёт ягоды).
3. Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
4. Активизировать словарь: «синица», «жёлтогрудая», «клюёт ягоды», «рябина».
5. Учить понимать образный смысл загадок;
6. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „В синичкин день“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Средняя группа
- Темочки
Наблюдение за птицами на участке и за приметами наступающей зимы в природе; игры и упражнения «Птички – невелички», «Ну – ка, птички, полетели», «Кормушка», «Снежок» и др.
Чтение художественной литературы, сказок, потешек о птицах. Рассматривание картин о зиме и иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры. Лепка пластилиновых шариков (красных).
Материал: интерактивная доска, магнитофон запись голоса птиц, рисунки синиц, пластилиновые шарики красного цвета, перышки, стаканы с водой,
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?
Дети: (перечисляют признаки осени).
Воспитатель. Почему стало мало птиц?
Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.
Воспитатель. Каких птиц вы знаете?
Дети: (перечисляют птиц).
Воспитатель. Как называются птицы, которые улетели в тёплые края?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель. Каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: перечисляют.
Воспитатель. Правильно, ребята! С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц.
Воспитатель. Ой ребята, тише, тише,
Чтот-то странное я слышу.
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы шуршит.
Кто б ты ни был заходи
Да ребят повесели.
(Раздаётся шорох, появляется Шуршик.)
Воспитатель: Как тебя звать, гость дорогой?
Шуршик. Ш-шур-ш-шик!
Вот с тех пор, как осень приходит к нам в лес, меня шуршать листвою просят, чтоб слышать листьев голоса, и голоса птиц. Видел я в осеннем лесу много синиц. Но сегодня утром я проснулся и увидел, что в лесу, отчего то тихо, и синички сидят на ветках и грустят.
Воспитатель: Ребята, а отчего синичкам грустно я вам расскажу.
Потому что сегодня – Синичкин день.
Воспитатель. А что же это за такой необычный День?
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Люди готовились и готовятся к встрече зимних птичек. Для этого сооружаются кормушки и развешиваются в садах и парках. В них обязательно нужно положить лакомства для прилетевших гостей:
зерна пшена, риса, проса, гречки;
хлебные крошки и сухарики;
сушеные ягоды рябины и орешки;
кусочки сала, но только несоленого.
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а праздник свой знает».
Воспитатель. Грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые, хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета. Красивая птица! Слайд № 2, 3
Воспитатель: Ребята, ну раз птичкам грустно сегодня в лесу, надо им помочь. Мы с вами отправимся в лес, чтобы разгадать тайну птичьей грусти, и помочь им. Вы готовы? Сегодня нас ждут интересные приключения, которые мы должны разгадать.
Воспитатель. Давайте вместе скажем: раз, два, три – на лесной опушке окажись!
Вдруг подул сильный ветер и шур-шик улетел.
Шуршик. До свиданья ребята! Весёлых вам приключений.
Воспитатель. Дети вот мы с вами оказались в лесу. Ой, ребята! Посмотрите, какое красивое пёрышко? Да оно не простое! А волшебное. Если сможем разгадать, то путь к синичкам станет, легче, и короче. Каким оно цветом?
Воспитатель. Ребята, перед вами на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.
Чем различаются перья?
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель. Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
Воспитатель. Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?
Дети: нет, вода скатилась капельками.
Воспитатель. Перья защищают птицу от воды и сырости. Слайд № 4, 5
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель. Для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель. Давайте рассмотрим окраску перьев. Что можете сказать? Синица (жёлтогрудая, повторите.
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель. Весной семья синиц ищет место для гнезда. Они вьют гнездо из тонких прутиков и соломы. Слайд №10.
Чем утепляют гнёзда? Для утепления жилища они устилают пухом, перьями Слайд № 11. Появляются птенцы. Слайд №13.
Синицы очень заботливые, от зари до зари трудятся: ловят комаров, мошек, гусениц и кормят своих птенцов. Слайд № 14.
Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для всего племени. Осенью птички собираются в стаи облетают сады и парки. Они внимательно обследуют. Обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем –то угощенье. Слайд № 15-18. А сегодня угощенья и не было. Поэтому нашим птичкам грустно.
Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: зимующие.
Воспитатель. Каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Воспитатель. Молодцы, ребята!
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель. Как можно проявить о них заботу зимой? Слайд № 19
В морозные зимние дни синицы прилетают поближе к жилью.
Воспитатель. Отправляемся дальше. Смотрите ещё одно пёрышко.
А это волшебное пёрышко приготовило нам интересные загадки.
Ну а сейчас давайте попробуем отгадать загадки.
Отгадывание загадок:
Как лисица среди зверей,
Это птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее. (Ворона)
Кто летает, кто стрекочет-
Рассказать нам новость хочет (Сорока).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
Озорной мальчишка,
в сером армячишке,
По двору шныряет,
крошки собирает (воробей)
Воспитатель. Молодцы ребята! Загадки отгадали, и наш путь стал ещё короче. Отправляемся дальше, и видим ещё одно пёрышко. А это пёрышко приготовило для нас интересную игру.
Дидактическая игра «Кто как кричит».
Давайте послушаем внимательно голоса птиц и отгадаем, только тогда мы сможем отправиться дальше.
(прослушивание громзаписи голоса птиц: ворона, дятел, воробей, синица)
Игра-звукоподражание «Кто как кричит?»
Кар-кар (ворона).
Ччик-чирик (воробей)
Рюм-рюм (снегирь)
Синь-синь (синица).
Воспитатель. Молодцы! Мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть?
Воспитатель. Молодцы ребята! Мы разгадали все тайны птичьего мира, а вот и наши синички. А сейчас внимание на экран.
Просмотр видеоролика синицы в лесу.
Скажите, а каких птиц вы в лесу видели?
Как, выглядит синичка?
Какие запасы они делают на зиму?
Где вьют гнёзда?
Где зимуют синички?
Как в народе говорят о синичках. Давайте проговорим.
Воспитатель. А вот ещё одно пёрышко.
Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель. А сейчас послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками, ягодами).
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Накорми птичку».
Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе ваши рисунки, и блюдца: с пластилиновыми шариками. Давайте покормим птичку, превратим шарики в гроздь рябины. Дети выполняют.
Итог занятия.
Воспитатель – Дети, птичек мы покормили. Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело. Как вы думаете, синичкам стало весело? И они нам сказали спасибо?
Дети отвечают. Да! (Синички радостно клевали крошки хлеба, сало, рябину).
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться домой к нам в детский сад.
Давайте скажем наши волшебные слова.