Ирина Аркадьевна Федорова
Эссе о воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
ПОСТ о ВОСПИТАНИИ
Два мира есть у человека
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Среди творцов другого мира одно из ведущих мест занимает педагог – воспитатель – учитель. Поэтому нам всегда важно помнить, что мы творим будущий мир, и это накладывает на нас большую ответственность.
Публикация «Эссе о воспитании» размещена в разделах
«Воспитание», если обратиться к рождению этого слова имеет две составляющих : приставка «вос», - незыблемая и понятная— подъём, совершение, и главная составляющая, на которую, как правило, не обращают внимания: вос-питание, то есть питание ума, души и сердца, сознания детей истинными идеалами и ценностями жизни. Именно это вдруг неожиданным образом зацепилась за мой мозг благодаря моей любимой внучке Алисе. Когда она пришла первый раз из садика, я стала расспрашивать, что ей понравилось, она сказала: «У нас питательница холошая». Я поняла, что это не еда, а женщина – воспитатель. «Питательница»- звучит намного ласковее, по-домашнему- здорово! Такой ангел-хранитель, стремящийся вверх (ведь впереди ВОС).
Мои коллеги любят повторять: «Дети пошли другие, и воспитывать их нужно по-другому». Да подростки 21 века зачастую не видят живых людей вокруг, а заняты только собой и соцсетями. «Я хочу!» - вот их лозунг. Но ведь – это мы взрослые сделали их такими, а к нам в сад везут все тех же курносых малышей с открытыми на мир глазами. Бери –твори, воспитывай, главное не ленись!
Если говорить о приоритетных целях воспитания для меня, то это необходимость наполнить воспитание духовно-нравственным содержанием. Главная цель воспитания — человек. Проблема существования человека должна стать сегодня педагогической проблемой, потому что человек сегодня потерялся и в обществе, и в семье, и в школе. (правда, пандемия помогла вспомнить о человеке как о ценности) Мы должны помнить о том, что образование души — самое главное образование
"Как научить детей самому важному- быть человеком?". Ответ на самом деле очень простой: ты сам должен исповедовать те ценности, которые хочешь привить детям, чтобы, как принято говорить, всей жизнью подать им пример. Больше, на мой взгляд, в принципе ничего сделать невозможно. Хочешь, чтобы ребенок был хорошо вписан в социум - впишись в него сам. Хочешь, чтобы он стремился к знаниям - все время сам осваивай какие-то новые навыки. Нужно понять что и ты и ребенок - это человек со своими желаниями и слабостями
Я хочу, чтобы садик стал для детей родным домом. Для этого я стараюсь вселять в ребенка веру в себя, стараюсь нести детям добрую энергию.
Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли. Поэтому я стараюсь понимать и принимать детей, радоваться их маленьким успехам, сопереживать их неудачам.
Я люблю, когда меня принимают такой, какова я на самом деле. Поэтому я стремлюсь сопереживать ребенку и ценить его.
Я - человек и склонна ошибаться. Поэтому я стараюсь быть терпеливой к ошибкам детей. Я не боюсь извиняться, если не права.
Я чувствую страх, когда я беззащитна. Всегда надо вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я стараюсь смягчить удар.
Я стараюсь привить детям справедливость, терпимость, упорство. Я учу их ненавидеть ложь и любить правду.
На вопрос коллег : «Как по-другому воспитывать?», как правило, не найти ответа в методических рекомендациях к ФГОС. Но главное направление определено: детство- это здесь и сейчас, «полноценное проживание ребенком детства» и воспитатель должен прожить его вместе с ним! А для этого :
1. Надо жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, быть справедливыми, упорными, правдивыми. Помнить, что ребенок воспринимает мир с высоты своего роста, то есть относительно близко к земле. Попробовать взглянуть на мир его глазами, и начать удивляться всему, как он.
2. Я была послушной хорошей девочкой в детском саду, о которой маме воспитатели говорили : «И замечание сделать не за что», но вот ярких воспоминаний о детсадовском детстве у меня нет, разве,что образ молодой воспитательницы Валентины в глазах и все, и я не хочу, чтобы у детей, посещающих мой сад и мою группу было так же.
Поэтому Воспитание – должно стать действием “притяжения” ребенка к Истине, Доброте, Красоте Духа. Я, как ст. воспитатель люблю планировать большие общесадовские мероприятия, акции, конкурсы, творческие недели. Принимая участие в которых, ребенок может увидеть значимость своего крохотного вклада в общее дело (нарисовал открытку ветерану, выступил на конкурсе стихов, принес книжку для малышей) Итоговые мероприятия этих проектов всегда яркие и интересные вызывают эмоционально положительное отношение к новой деятельности, обязанностям, поднимают самооценку ребенка и еще большее желание вырасти личностью.
Во-вторых, мы должны уйти от имитационно-деятельностного подхода к системному процессу воспитания. Не разовая акция, например, – повесили кормушку и забыли - а каждодневные поручения, ведение дневников наблюдений за птицами в зимний период, радость от снятых снимков и общего дела- воспитают любовь к живому.
Работая в саду 30 лет для меня, как и коллег, стало странностью введения отдельной Программы Воспитания в ДОУ. У нас не школа и занятия занимают в жизни детей от силы 1,5 часа в день из 10-12 часового пребывания, а остальное чистое Воспитание, каждодневный ежечасный труд сотрудников детского сада. И я ворчала когда ее собирала по крупицам для всего сада к учебному году. Но вот прошло еще только полгода работы по ее реализации и я вижу положительные результаты от внедрения детско-взрослых сообществ в жизнь сада и от более системного подхода к воспитанию среди воспитатлей.
В-третьих, необходимо детей включать общее дело, общие заботы, во взаимодействие с другими людьми на основе сотрудничества. Сотрудничество — это совместная работа равных. Сотрудничать с людьми — значить уважать их, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться в них и быть им нужным. В моем понимании сотрудничество в ДОУ это совместное творчество, совместная деятельность. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собой устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. Работает, помимо прочего: ещё и опыт дружеского взаимодействия, где важно: наставник «сзади», но если нужно всегда придет на помощь.
В новом веке нам еще предстоит достроить целостную, целенаправленную воспитательную систему на основе ценностного компонента, проблемного, возрастного, деятельностного подходов, партнерства всех субъектов воспитания (детей, родителей, педагогов) как соавторов, соорганизаторов, соисполнителей общего и большого дела ВОСПИТАНИЯ. И пусть ее девизом станут слова Оскара Уайльда : «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми»
Удачи нам всем!