МААМ-картинки

Коммуникативные игры как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Марина Козина
Коммуникативные игры как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативные игры как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5направлений развития и образования детей :

1. социально коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

Публикация «Коммуникативные игры как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

4. художественно эстетическое развитие;

5. физическое развитие.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Задачи и цели социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Планируемый результат.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников приведёт к приобретению опыта в различных видах детской деятельности, а именно игровая деятельность,  дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном   развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гипер активностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Коммуникативная компетентность - «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л. А. Петровская).

Учё ные выделяют следующие элементам эффективного общения:

- желание вступать в контакт с окружающими;

- умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Специалисты отмечают низкий уровень коммуникативного развития у старших дошкольников, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями.

Задача ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В ДОУ используются формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников :

-групповые;

-подгрупповые;

-индивидуальные;

-образовательная деятельность в режиме дня;

-самостоятельная деятельность детей;

- интегрированные занятия;

- игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты,рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Целью моей педагогической деятельности является - стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность, а именно через коммуникативные игры.  

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Свою работу я разбила на этапы, целью которых были:

Первый этап – сплочение детей.

Второй этап – развивать интерес к совместной деятельности.

Третий этап – повышение детской самооценки.

Четвёртый этап – эмоциональное раскрепощение детей в игре.

Остановимся подробнее на каждом этапе.

Первый этап. Цель: Сплотить детский коллектив по средствам коммуникативных игр. На этом этапе я предлагала детям следующие коммуникативные игры : «Хвост дракона», «Путешествие на поезде», «Сороконожка», «Солнце в круг».

Цель игр:

дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.

Ход игры:

Дети двигаются по кругу или друг за другом, и произносят текст любого знакомого стихотворения. Первый раз стих медленно произносится и дети двигаются медленно, затем быстрее и быстрее. И текст и движения ускоряется.

Второй этап. Цель: Развивать интерес к сверстникам, к совместной деятельности в играх. Для закрепление совместной деятельности я предлагала такие коммуникативные игры, как: «Водоросли и рыбки», «Поводырь».

Цель игр:

подводить детей к пониманию индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме осваивают и закрепляют координацию движения, учатся быть внимательными друг к другу.

Ход игры «Поводырь» :

Дети разбиваются на пары, сначала по считалке, затем по предпочтениям. Детям задаётся путь, по которому они должны пройти. Например: - Поводырь должен провести между кеглями, или поводырь должен провести от стула, до другого стула, или движение по кругу.

Ход игры «Водоросли и рыбки» :

Производиться расчёт детей на первый-второй. Первые номера - это водоросли, которые встают в круг, вторые номера – это рыбки, они вне круга. Задача рыб дождаться, когда водоросли пошевелятся (поднимут руки) и проплыть в круг, а задача водорослей не пропустить рыб.

Третий этап. Цель: Повысить личную самооценку ребёнка в глазах сверстника. Для повышения самооценки я предложила детям коммуникативные игры : «Семицветик», «Скажи другу приятное».

Цель игр:

Побуждать детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости, но важно и научить делать комплимент.

Ход игры «Семицветик» :

Для этой игры необходимо изготовить цветок, с белой сердцевиной и цветными лепестками.

При проведение игры в первый раз детям объясняется, что по отдельности лепестки не являются цветком, но если их объединить, то получиться волшебный цветок комплиментов – семицветик. Детям раздаются лепестки. Воспитатель проговаривает комплимент кому-либо и выкладывает сердцевину, затем дети по очереди проговаривают комплимент друг другу и выкладывают лепесток. В итоге получается семицветик.

Ход игры «Скажи друг другу приятное» :

Дети встают в круг. Передовая мяч друг, другу дети произносят приятные слова рядом стоящему ребёнку. Приятные слова могут быть и о характере ребёнка, и о его внешнем виде, и о его поступках, действиях. Обратить внимание детей, на то, что приятные слова всегда произносятся ласково, мило, не громко, с доброжелательной улыбкой, с добрыми глазами.

Четвёртый этап. Цель: Эмоционально раскрепостить детей в игре. На этом этапе я предложила детям игры «Найди мою (руку, ногу, голову)», «Паутина».

Цель игр:

Раскрепостить детей в игре, в общение. Дети в этих играх показали свой интерес к сверстникам, им было весело, интересно друг с другом. Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор.

Ход игры «Найди мою (руку, ногу, голову)» :

Дети рассаживаются друг напротив друга, закрывают глаза. Детям даё тся задание: «Найди голову (руку, ногу) своего друга. Расскажи, какая у друга причёска, какие руки».

Ход игры «Паутина» :

Дети встают в круг. У воспитателя клубок ниток. Обматываю нитку вокруг своей кисти, говорю комплимент ребёнку, передаю клубок рядом стоящему. И так делают все дети. По кругу клубок возвращается к воспитателю. Получилась паутина комплиментов. Можно обсудить, у кого комплимент был самым интересным, неожиданным, милым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВЫВОДЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР,

как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе я добилась того, что дети действовали между собой с максимальной согласованностью, были внимательны друг к другу.

На втором этапе я подвела детей к пониманию индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме освоили и закрепили координацию движения, ориентировку в пространстве, развивалось взаимопонимание между детьми.

На третьем этапе я побуждала детей говорить друг другу комплименты, что способствовало созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. У детей повышалось настроение, развилось чувство собственной значимости, дети научились говорить комплименты.

На четвёртом этапе я постаралась раскрепостить детей в игре, в общение. Дети в этих играх показали свой интерес к сверстникам, им было весело, интересно друг с другом. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор. Развиваются коммуникативные навыки.

ВЫВОД:

Организовав игровую деятельность в своей группе, по средствам коммуникативных игр, по этапам, я развила у детей коммуникативные навыки. Решила такие задачи как, сплочение детского коллектива, закрепила желание у детей к совместной деятельности, повысила детскую самооценку, эмоционально раскрепостила детей в игре. Дети быстрее стали находить точки соприкосновения друг с другом. В нашем детском коллективе уменьшилось количество ссор.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Данная методическая разработка содержит теоретический и практический материал по применению коммуникативных игр, как средство развития социально – коммуникативных навыков старших дошкольников.

Цель данной работы – поделиться опытом по использованию коммуникативных игр в образовательном процессе дошкольников.

Данная методическая разработка опробована при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рекомендуется для работы воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные игры как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 октября 2020 в 14:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные игры как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Козина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД