Марина Козина
Коммуникативные игры как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные игры как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5направлений развития и образования детей :
1. социально коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
Темочки:
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
4. художественно эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Задачи и цели социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Планируемый результат.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников приведёт к приобретению опыта в различных видах детской деятельности, а именно игровая деятельность, дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гипер активностью, пассивностью ребёнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Коммуникативная компетентность - «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л. А. Петровская).
Учё ные выделяют следующие элементам эффективного общения:
- желание вступать в контакт с окружающими;
- умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Специалисты отмечают низкий уровень коммуникативного развития у старших дошкольников, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями.
Задача ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В ДОУ используются формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников :
-групповые;
-подгрупповые;
-индивидуальные;
-образовательная деятельность в режиме дня;
-самостоятельная деятельность детей;
- интегрированные занятия;
- игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);
- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты,рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Целью моей педагогической деятельности является - стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность, а именно через коммуникативные игры.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.
Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Свою работу я разбила на этапы, целью которых были:
Первый этап – сплочение детей.
Второй этап – развивать интерес к совместной деятельности.
Третий этап – повышение детской самооценки.
Четвёртый этап – эмоциональное раскрепощение детей в игре.
Остановимся подробнее на каждом этапе.
Первый этап. Цель: Сплотить детский коллектив по средствам коммуникативных игр. На этом этапе я предлагала детям следующие коммуникативные игры : «Хвост дракона», «Путешествие на поезде», «Сороконожка», «Солнце в круг».
Цель игр:
дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.
Ход игры:
Дети двигаются по кругу или друг за другом, и произносят текст любого знакомого стихотворения. Первый раз стих медленно произносится и дети двигаются медленно, затем быстрее и быстрее. И текст и движения ускоряется.
Второй этап. Цель: Развивать интерес к сверстникам, к совместной деятельности в играх. Для закрепление совместной деятельности я предлагала такие коммуникативные игры, как: «Водоросли и рыбки», «Поводырь».
Цель игр:
подводить детей к пониманию индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме осваивают и закрепляют координацию движения, учатся быть внимательными друг к другу.
Ход игры «Поводырь» :
Дети разбиваются на пары, сначала по считалке, затем по предпочтениям. Детям задаётся путь, по которому они должны пройти. Например: - Поводырь должен провести между кеглями, или поводырь должен провести от стула, до другого стула, или движение по кругу.
Ход игры «Водоросли и рыбки» :
Производиться расчёт детей на первый-второй. Первые номера - это водоросли, которые встают в круг, вторые номера – это рыбки, они вне круга. Задача рыб дождаться, когда водоросли пошевелятся (поднимут руки) и проплыть в круг, а задача водорослей не пропустить рыб.
Третий этап. Цель: Повысить личную самооценку ребёнка в глазах сверстника. Для повышения самооценки я предложила детям коммуникативные игры : «Семицветик», «Скажи другу приятное».
Цель игр:
Побуждать детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости, но важно и научить делать комплимент.
Ход игры «Семицветик» :
Для этой игры необходимо изготовить цветок, с белой сердцевиной и цветными лепестками.
При проведение игры в первый раз детям объясняется, что по отдельности лепестки не являются цветком, но если их объединить, то получиться волшебный цветок комплиментов – семицветик. Детям раздаются лепестки. Воспитатель проговаривает комплимент кому-либо и выкладывает сердцевину, затем дети по очереди проговаривают комплимент друг другу и выкладывают лепесток. В итоге получается семицветик.
Ход игры «Скажи друг другу приятное» :
Дети встают в круг. Передовая мяч друг, другу дети произносят приятные слова рядом стоящему ребёнку. Приятные слова могут быть и о характере ребёнка, и о его внешнем виде, и о его поступках, действиях. Обратить внимание детей, на то, что приятные слова всегда произносятся ласково, мило, не громко, с доброжелательной улыбкой, с добрыми глазами.
Четвёртый этап. Цель: Эмоционально раскрепостить детей в игре. На этом этапе я предложила детям игры «Найди мою (руку, ногу, голову)», «Паутина».
Цель игр:
Раскрепостить детей в игре, в общение. Дети в этих играх показали свой интерес к сверстникам, им было весело, интересно друг с другом. Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор.
Ход игры «Найди мою (руку, ногу, голову)» :
Дети рассаживаются друг напротив друга, закрывают глаза. Детям даё тся задание: «Найди голову (руку, ногу) своего друга. Расскажи, какая у друга причёска, какие руки».
Ход игры «Паутина» :
Дети встают в круг. У воспитателя клубок ниток. Обматываю нитку вокруг своей кисти, говорю комплимент ребёнку, передаю клубок рядом стоящему. И так делают все дети. По кругу клубок возвращается к воспитателю. Получилась паутина комплиментов. Можно обсудить, у кого комплимент был самым интересным, неожиданным, милым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЫВОДЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР,
как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе я добилась того, что дети действовали между собой с максимальной согласованностью, были внимательны друг к другу.
На втором этапе я подвела детей к пониманию индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме освоили и закрепили координацию движения, ориентировку в пространстве, развивалось взаимопонимание между детьми.
На третьем этапе я побуждала детей говорить друг другу комплименты, что способствовало созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. У детей повышалось настроение, развилось чувство собственной значимости, дети научились говорить комплименты.
На четвёртом этапе я постаралась раскрепостить детей в игре, в общение. Дети в этих играх показали свой интерес к сверстникам, им было весело, интересно друг с другом. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор. Развиваются коммуникативные навыки.
ВЫВОД:
Организовав игровую деятельность в своей группе, по средствам коммуникативных игр, по этапам, я развила у детей коммуникативные навыки. Решила такие задачи как, сплочение детского коллектива, закрепила желание у детей к совместной деятельности, повысила детскую самооценку, эмоционально раскрепостила детей в игре. Дети быстрее стали находить точки соприкосновения друг с другом. В нашем детском коллективе уменьшилось количество ссор.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Данная методическая разработка содержит теоретический и практический материал по применению коммуникативных игр, как средство развития социально – коммуникативных навыков старших дошкольников.
Цель данной работы – поделиться опытом по использованию коммуникативных игр в образовательном процессе дошкольников.
Данная методическая разработка опробована при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Рекомендуется для работы воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.