Татьяна Иванова
Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста
Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности
Публикация «Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
(в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Концепцией развития географического образования в РФ)»
на тему:
«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников как элемента функциональной грамотности»
время обучения:
14.10.2019 – 18.10.2019
Выполнила:
Иванова
Татьяна
Александровна,
воспитатель
СП «Детский сад
№31 «Сказка»
ГБОУ СОШ №3
г. о. Чапаевск
Самарской области
Чапаевск 2019
Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности
1. Раздел «Географическое разнообразие»
Название игры
«Океаны планеты Земля», возраст детей : 5-6 лет
Оборудование:
глобус, карта полушарий, фото транспортного средства (самолет, корабль-парусник, «ледокол»); «метки-символы» морских обитателей, флага России; колбы для взятия пробы воды в мировом океане; лупы,воронки, емкости,бумага,вата,уголь для опытов; элементы атрибутики к с/ролевой игре «Мы-моряки!» (штурвал,компас,рупор,канат, сигнальные флажки…барометр,термометр,аптечка); фотоаппарат,камера,компьютер,телефон…
Задача игры (замысел) :
продолжать формировать у детей представление о целостной картине мира (о мировых океанах и их морских обитателях; о России и ее государственной символике).
Игровые правила:
игроки делятся на команды: «моряки», «ученые-исследователи», «корреспонденты». Каждая команда должна принести пользу мировому океану!
Содержание (ход игры) :
1. Выбор пункта назначения: из г. Самары в г. Владивосток
2. Выбор транспортного средства: самолет, корабль – парусник и ледокол.
3. Определение маршрута :
*.Выход из г. Владивостока на корабле –паруснике «Россия» в Тихий и Индийский океаны;
*.Отправление в плавание на корабле-ледоколе в Южный океан;
*.Путешествие на корабле-паруснике «Россия» по Атлантическому океану;
*.Ледокол прокладывает маршрут по Северному морскому пути в Северном Ледовитом океане;
*.Парусник «Россия» возвращается в порт - приписки «Владивосток».
4. Высказывания детей о том,что наши корабли с флагом России несут мир и добро, веру и верность своей Родине; спасают все живое на нашей планете
Работа с картой по ходу путешествия:
дети расставляют «метки-символы (флаг России, корабль-парусник и ледокол, слова-названия океанов, картинки морских обитателей,сигналов sos).
* Познавательно-исследовательская деятельность: дети в ходе путешествия берут пробы воды, льда и определяют степень ее загрязненности (опыт «Очистим воду» и поможем морским обитателям; сигналы SOS по всему миру «Спасем океан!»
Результат (подведение итогов) :
/ проверка предположений проходит во время опытов;
* Выставка рисунков на тему : «Кругосветное плавание с флагомРоссии»;*составление рассказов «Как я помог обитателям океанов?»; *Обогащение РППС /дополненная карта полушарий названиями океанов и «метками-символами» морских обитателей;
*Акция «Спасем Океан!»
В ходе игры дети получили представление о целостной картине мира,о мировых океанах,о Родине и ее государственной символике.
2. Раздел «Природное разнообразие»
Название игры
«Леса на планете Земля…», возраст детей 6-7лет.
Оборудование:
глобус, физическая карта Мира, «метки-символы» с условными обозначениями хвойных,смешанных лесов, джунглей и саванны; фото «Тайга», «Смешанный лес», «Растения в пустыне», «Саванна в Австралии»
«Волчок», фишки.
Задача игры (замысел) :
Создать в воображении детей целостные живые образы разных уголков природного разнообразия нашей земли/образ «Тайги», «Джунглей», «Пустыни» и «Саванны»/
Игровые правила:
*Игроки команды КВН не должны подсказывать друг другу - «Штрафное очко!»;
*Играющие могут дополнять ответы соперников –«Дополнительное очко!»;
*На обсуждение вопроса дается 1 мин. ;
* «Приз» за выполнение домашнего задания!
Содержание (ход игры) :
1. Игра проводится в виде соревнования в КВН. Играют в составе 4-х команд: «Елочка», «Березка», «Пальма» и «Кактус»;
2. Состязания проводятся по правилам КВН,вопросы в виде загадок, логических задач. (Ответы - отгадки – это метки- символы на карте планеты).
Команды показывают домашнее задание «Детское творчество» (поделки, рисунки, аппликации)на тему «Живи моё любимое деревце».
Работа с картой
Ответы - отгадки – это метки- символы на карте планеты
Результат
Акция «Ёлочка, живи!», конкурс поделок из бросового материала, субботник совместно с родителями.
3. Раздел культурное разнообразие
Название игры
«В гости к сказкам мира…», возраст детей 6-7 лет
Оборудование:
иллюстрации к сказкам: английская народная сказка «Три поросёнка», французская сказка «Золушка» Шарля Перро, немецкая сказка «Горшок каши» Братьев Гримм, чехословацкая сказка «Двенадцать месяцев», датская сказка «Снежная королева» Ханс Кр. Андерсена, игровое поле со станциями : «Город сказок», «Город дружбы», «Город вежливости и доброты», «Народная мудрость», «Горячее сердце», указатели с названиями сказок.
Задача игры (замысел) :
способствовать развитию у детей способности воспринимать сказки народов мира как символ доброты, чистоты и нравственности.
Игровые правила
Назвать героя сказки, символизирующего нравственное качество в ней.
Содержание (ход игры)
1. Работа с указателями
2. Отыскать карточку с изображением сказочного персонажа и отправиться в «Город сказок». (Подготовка к театрализации сказок).
3. Театрализация сказок с посещением станций: «Город дружбы», «Город вежливости и доброты», «Народная мудрость», «Горячее сердце».
Работа с картой
Метки карты Европы, метки-символы с фотографиями авторов сказок.
Результат
Пополнение библиотеки сказками мира, создание фотоальбома «Писатели мира детям», совместно с родителями постановка и участие в спектакле «Двенадцать месяцев»
1. Раздел этнографическое разнообразие
Название игры
«Путешествие по времени. (Кочеткова В. Г. кандидат педагогических наук, доцент).
Игра – лото с элементами соревнования «Славянская семья. Родство и ремёсла.» ,5-6 лет.
Оборудование:
игровое поле (изба и члены семьи, карта Восточной Европы, картинки о ремёслах славян и карточки – орудия труда, фишки.
Задача игры (замысел) :
познакомить детей с образом жизни славян, с их бытом, семейным укладом, названиями членов семьи (кем кому родственники приходятся в семье, с ремёслами древних славян.
Игровые правила
Игра проводится с подгруппой детей. Побеждает тот, кто быстрее заполнит карточки - лото (орудия труда, ответит правильно на загадку и наберет большее количество фишек.
Содержание (ход игры)
1. Отгадав загадку, ребёнок показывает члена семьи на игровом поле и получает фишку.
2. Воспитатель рассказывает, о том, каким ремеслом занят каждый член семьи, и какие орудия труда ему необходимы для работы.
3. Дети выбирают для себя карточки – лото «Ремёсла» и подбирают к ним карточки «Орудия труда».
Работа с картой
Знакомство с условными обозначениями на карте Восточной Европы.
/Древние славяне жили в лесной полосе Восточной Европы; ловили рыбу в реках и озерах; торговали с купцами из заморских стран. /
Результат
Создание макета избы древних славян, фотовыставка «Ремёсла древних славян», выставка рисунков «Славяне – наши предки».
5. Раздел социально-экономическое разнообразие
Название игры «…», возраст детей
Оборудование:
Задача игры (замысел) :
Игровые правила
Содержание (ход игры)
Работа с картой
Результат