Анна Дерябина
Конспект занятия по ФКЦМ «Комнатные растения» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦРР - детский сад №39»
по ФЦКМ в подготовительной группе.
Тема: «Комнатные растения».
воспитатель: Дерябина А. М.
Г. Петропавловск – Камчатский
Публикация «Конспект занятия по ФКЦМ „Комнатные растения“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Тема: «Комнатные растения».
Программное содержание:
- Закрепление знаний названий комнатных растений, узнавание.
- Развитие знаний о строении комнатных цветов, особенностях.
- Воспитание навыков ухода за растениями.
- Обучение способам размножения «Семенами».
- Продолжаем знакомство с основами безопасности жизнедеятельности.
- Закрепление знаний о значении в природе и для человека.
Материал и оборудование:
ТСО (интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, Документ – камера. Наборное полотно.
Демонстрационный:
Цветы в горшках: бегония, герань, хлорофитум, фиалка, традесканция, кактус, фикус, алоэ. Лопатка для рыхления, лейка, тряпочка, кисть. Карточки «Уход за комнатными растениями», «Последовательность посадки цветов семенами». Флипчат «Строение цветка».
Раздаточное:
По количеству детей: Рабочая одежда (фартук, лопатка, семена, палочка деревянная, ёмкость с землёй, ёмкость с водой, вазон для посадки с пометками. Салфетка. Поддон для рассады.
Предварительная работа:
д/и «Украсим комнату цветами», д/и «Собери цветок», д/у «Уход за комнатными цветами», чтение художественной литературы, просматривание презентации на тему «Комнатные цветы».
Ход НОД:
1. Орг момент «История появления комнатных растений».
Звучит музыка. Видеоматериал по желанию. Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
Давным-давно, люди еще не знали, что такое комнатные растения. Каждую весну человек наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.
Издавна люди очень хотели радоваться красоте растений круглый год. Но холодные зимы не позволяли этого. И тогда люди придумали пересаживать растения в горшки с землёй и ставить их в тёплом доме. Позже многие путешественники привозили из тёплых дальних стран семена неведомых растений, и люди выращивали из них невиданной красоты растения. Так появились комнатные растения, которые выращивает человек уже много лет, не задумываясь, откуда они к нам пришли. Давайте узнаем об этом подробнее. Я предлагаю вам поближе познакомиться с особенностями некоторых комнатных растений.
2. Беседа о безопасности в уголке природы «Комнатные растения. Безопасность».
Воспитатель: Посмотрите, какое разнообразие комнатных растений, которые к нам приехали из тёплых стран (воспитатель показывает на растения в живом уголке). Обо всех мы, конечно, поговорить не успеем, но о некоторых (переводим внимание на отдельно стоящие растения – кактус, фикус, алоэ) из них вы сегодня услышите: как растут, дышат, пьют, размножаются и даже защищаются!
Воспитатель: Кто знает, как называются эти комнатные растения.
Дети: Кактус, фикус, алоэ.
Воспитатель:
Интересно, что родина кактуса и алоэ: Америка, Африка. Родина фикуса Индия, Индонезия. Эти цветы очень красивые и даже используются в лечебных целях - алоэ, но надо не забывать и про безопасность, при работе с комнатными цветами. Оказывается, растения умеют защищаться, например, от животных, насекомых. Кактус с помощью колючек, фикус - ядовитого сока. Ухаживая за комнатными растениями, надо не забывать, что для человека это тоже опасно.
3. Д. У. «Правила ухода и значение».
Воспитатель: Посмотрите, сколько ещё красивых комнатных растений украшают нашу группу. Назовите их.
Дети называют комнатные растения уголка природы.
Воспитатель: Почему их называют комнатными растениями?
Дети: Потому что они растут в помещении и человек заботится о них.
Работа с карточками «Правила ухаживания за комнатными растениями.
Воспитатель: А как нужно заботится о комнатных растениях?
Дети: Поливать, рыхлить, протирать пыль с листьев, пересаживать.
Работа с карточками «Значение для человека и в природе.
Воспитатель: Для чего нужны комнатные растения?
Дети: Очищают воздух от пыли, насыщают кислородом, которым мы дышим, для красоты.
4. Д. У. «Знание названий и узнавание комнатных растений».
I слайд. Электронная доска.
Воспитатель: Чтобы у нас стало красиво расставим цветы на полку.
Воспитатель называет цветок, а ребёнок его находит и ставит на полку.
Воспитатель: Правильно. Они были привезены тоже из тёплых стран. Посмотрите, какие они красивые, разные по высоте, окраске, у них разной формы и толщины листья, разные стебли, цветы, запах.
Воспитатель: А как вы думаете, чем все цветы похожи?
Дети: Они все зелёного цвета. У них похоже строение.
II слайд. «Строение. Чего не хватает?».
Воспитатель: Перед вами расположены части растений, кто сможет собрать цветок?
Перед детьми на доске расположены части в хаотичной последовательности, но одной из частей не хватает. Педагог предлагает рассказать о каждой части цветка отдельно (название, функция). После дети собирают части в целое – цветок. По окончанию (или раньше) дети должны определить, что картинка не цела (не хватает какой-либо части, исчезла). Педагог предлагает оставить все так, как есть, ведь не хватает всего одной части. Дети должны объяснить то, что все части взаимосвязаны, и если нет одной из них, то растение погибнет.
III слайд. «Удивительные комнатные растения».
Воспитатель: Ребята, многие комнатные растения удивительно похожи строением (корень, стебель, лист, цветок, но не все. Например, хлорофитум. Кто из вас внимательный и подскажет мне, в чём особенность в его строении.
Дети: У него нет стебля.
Воспитатель: Молодцы. Это один из представителей цветов, у которых нет стебля.
5. Физминутка. Звучит музыка Перестроение в два ряда.
Воспитатель:
Солнышко светит Руки вверх
Ребята встают Дети встают
Девочки на шаг! Девочки делают шаг вперёд.
Ко мне подойдут.
Я расскажу, как цветы вам сажать, а вы повторяйте, но ласково сажайте.
Воспитатель: Дети:
А я землю насыпаю Мы землицу насыпаем
Я водою поливаю Мы водицей поливаем
Я семя сажаю Мы семечко сажаем
Мой цветок вырастает Наш цветочек вырастает
Лепестки распускает Лепесточки распускает
Семена созревают Семечки созревают
Семена я соберу Семечки мы соберём
И в землю посажу И в землицу посажу.
А для этого ребята, надо фартуки надеть.
Ребятам помогаем надеть фартуки.
6. Практическая работа «Посадка растения». Воспитатель поясняет, затем дети самостоятельно выполняют. По мере необходимости взрослый оказывает помощь.
Воспитатель: Прошу занять свои места. Для того, чтобы комнатных растений становилось больше, мы их размножаем. А вы знаете, что комнатные растения размножаются по - разному: семенами, луковицами, детками (почками, листочками, делением корня. Сегодня мы с вами рассмотрим только один из них.
Размножение комнатных растений семенами более сложный процесс. Во влажную землю высевают семена: мелкие не присыпают, а крупные, как у нас, присыпают почвой слоем около 1 см., иногда до 3-х см. Емкость накрывают пленкой или стеклом, ежедневно увлажняют и проветривают. Всходы появляются у различных видов через разное время. Прошу приступить к работе.
Самостоятельное выполнение.
«Мы землицу насыпаем, мы водицей поливаем, мы семечко сажаем».
7. Рефлексия.
Воспитатель предлагает ребятам выставить свои саженцы в поддон в уголке природы.
Воспитатель: О каких растениях мы говорили?
Дети: О комнатных растениях.
Воспитатель: Почему их называют комнатными?
Дети: Растения, которые растут в помещении и за ними ухаживает человек.
Воспитатель: Назовите, какие комнатные растения вы знаете?
Дети: Фикус, кактус, алоэ, герань, бегония, хлорофитум, фиалка, традесканция.
Воспитатель: Мы сегодня размножали цветы каким способом?
Дети: Семенами.
Воспитатель: Молодцы! Будем наблюдать за всходами. Какие цветы у нас красивые вырастут.