Эльвира Сутурина
Особенности изучения грамматики в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период, когда интенсивно развиваются все компоненты речи (фонетика, лексика и грамматика образуя единую систему языка). Дети не просто стремятся подражать речи взрослых, подбирая слова по звучанию, или по смыслу, например, в книге К. Чуковского «От двух до пяти» четырехлетняя Галочка, услышав известную песенку «Любимый город в синей дымке тает», воспроизвела эти слова таким образом: «Любимый город, синий дым Китая». Или всем известные детские неологизмы (слова-заменители) : «мазелин» вместо вазелина, «теплометр» (термометр, и т. д.
Публикация «Особенности изучения грамматики в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Это феномен обусловлен, во-первых, особенностями развития мыслительной деятельности ребенка-дошкольника, его стремлением создать сверхмодели языка, выявляемых им в речи окружающих его взрослых; во-вторых, попыткой осознать, осмыслить значения услышанных слов по их внутренней форме. Именно по этой причине детей 3-5 лет называют «почемучками». Их интересуют, почему говорят так, а не иначе.
Малыши пытаются «подогнать» услышанное под морфологические, синтаксические, лексические и орфоэпические модели! И если взрослые не исправляют речевые ошибки детей, не объясняют им этимологию слов, не демонстрируют правильное произношение, обучаясь в школе, дети систематически допускают грамматические ошибки.
Учителя-стажисты знают, что иногда метод запоминания правописания этимологически проверяемых слов при изучении непроверяемых написаний является самым эффективным при обучению грамоте. Однако школьная программа не позволяет раскрывать этимологию всех слов русского языка – на это просто не хватит времени. Но дошкольное детство, когда у ребенка есть потребность в исследовании родного языка – наиболее благодатное для этого время. Читая сказки, рассказы, нелепицы, заучивая стихи, в беседах, взрослые с ребенком не только осмысливают описываемые события, но и ведут работу, направленную на обогащение словаря ребенка.
Так, например, происходит со словами, произошедшими от старославянского слова «коло» - круг. Дети, осваивающие грамматику в школе, часто делают ошибки в производных от слова «коло» словарных словах с непроверяемыми гласными, такими как: колея, кольчуга, коловорот, околица и даже колодец. Маленькие дети часто спрашивают, почему Колобка назвали не Круглобок? Итак, рассмотрим происхождение и правописание однокоренных слов, происходящих от слова "коло" :
колобок (коло) - круг
кольчуга (кольцо) - славянские доспехи в виде рубахи из металлических колец
колея (колесо) - глубокий след от колеса
коляска, колесница (колесо) - большая колесная повозка в старину
околыш (около) - ободок фуражки (около фуражки)
околица (около) - окружающая местность, место вокруг деревни, села
окольный (около)- окружной, непрямой
Учителя начальных классов общеобразовательных школ не раз отмечали, что дети, пришедшие в школу из логопедических групп детского сада, лучше и быстрее осваивают грамматику русского языка. Это связано с тем, что педагоги логопедических групп уделяют большое внимание формированию фонематического слуха, пополнению лексического запаса и грамматическому строю речи. Дети, знающие этимологию слов, и способные работать с однокоренными словами, лучше усваивают нормы родного языка.
Используемые источники :
1. Борисенко Н. А. Можно ли проверить непроверяемое слово? Рецензия на книгу: Ковалев В. И. Словарь этимологически проверяемых слов русского языка. 2-е изд., испр. и доп. Луганск: Янтарь, 2002. 152 с.
2. Чуковский К. И. «От двух до пяти» - 1928 - 1965 гг. (на https://samlib.ru)