Елена Подзорова
Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Согласно ФГОС ДО «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности….». Задача педагогов дошкольной организации – правильно выбрать технологии, методы, приемы, средства и формы организации образовательной деятельности с детьми. Принципиально важной стороной является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Темочки:
Коллекционирование как вид деятельности использовала давно, в основном демонстрировала готовые коллекции. Значение и возможности его поняла лишь когда изучила требования ФГОС ДО. Уверена если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность и тогда бессистемное собирательство перерастает в коллекционирование. Задача взрослых - не только увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом.
Считаю, что коллекционирование обогащает и расширяет образовательную среду ДОО. ля себя выделяю следующие моменты:
1. Использование потенциала, имеющихся в семьях коллекций. В зависимости от содержания временно размещаю всю коллекцию, ее часть или даже один экспонат в РППС. Стараюсь для этого выделить такое место, чтобы коллекция была доступна. Немаловажное значение уделяю эстетическому виду. Детям позволяю рассматривать, брать в руки, исследовать, обыгрывать ту или иную ситуацию с использованием предметов коллекции. Формирую бережное отношение, умение ценить труд других людей.
2. Использование в образовательной деятельности фондов дошкольной организации. В детском саду богатый музей, который хранит замечательные материалы. Это коллекции «Минеральные камни»
«Мир сумок»,
«Самовары»
«Утюги»
«Монеты», «Елочные игрушки», «Часы»
и многое другое. Также использую временные или постоянные коллекции, собранные участниками образовательных отношений других групп. Коллекции «Чудо ложки»
«Деревянные игрушки», «Русские тряпичные куклы», «Украшения» удачно использовала в образовательной деятельности. Особый интерес у ребят вызвала коллекция «Куклы в национальных костюмах»
Поддержала интерес детей, используя данную коллекцию, провела дидактическую игру. Дети обследовали ткани, используемые при создании костюмов, поговорили о традициях, обычаях людей разных национальностей. Детский сад посещают дети русские, узбеки, киргизы, таджики, ингуши. Их родители приняли активное участие.
3. Использование в образовательной деятельности фондов городского музея. Для старших дошкольников организую экскурсии в музей по различным темам «Береста», «История города Заозерного», «История российской армии» и многое другое. Приглашаю специалистов музея в детский сад. Это выставки, мастер-классы, беседы. Например мастер- класс «Чудесный минерал - слюда». Старшие дошкольники наглядно познакомились с минералом - слюда. Специалист по экспозиционно-выставочной работе музея истории города Заозерного очень интересно рассказала ребятам о слюде, коснулась истории детского сада, построенного как ведомственное учреждение Слюдяной фабрики. Затем все вместе выполнили аппликацию "Черепаха" с использованием пластинок слюды.
4. Совместное собирание тематических коллекций, для реализации конкретных разделов ООП. Например: современные дошкольники часто отдыхают с родителями на море, привозят множество разнообразных ракушек. Возникла идея создать коллекцию. Так как мы живем далеко от моря, и ракушки для детей являются необычным природным материалом, то в коллекцию решили выбрать самые красивые и необычные ракушки. Сравнивали их по размеру и рисунку, считали количество, делили и классифицировали их по определенным признакам, составляли композиции, наслаждаясь красотой. При создании коллекции пуговиц очень хорошо проявили себя бабушки дошкольников. Конечно, мною была проведена предварительная работа. Беседовали с детьми о пуговицах, рассматривали их, "путешествовали" в прошлое пуговицы и много интересного узнали о них. Дети сами отобрали яркие, интересные и необычные пуговицы для коллекции, остальные пуговицы (как и ракушки) пополнили центр художественного творчества. Также классифицировали их по цвету, форме, величине, по материалу из которого они сделаны и т. д. В группе «живут» коллекции открыток, фантиков, камней. При работе с коллекциями используем художественную и научную литературу, детские энциклопедии, альбомы и журналы, интернет-ресурс, фонды библиотек и музея, в которых вместе с дошкольниками и их родителями находим познавательную информацию.
5. Работа с семьёй. С целью удовлетворения образовательных запросов родителей организую семинары, выставки, творческие гостиные, совместные презентации семейных коллекций, посещения городского музея и городской библиотеки; пополнение тематических коллекций, сбор коллекций и др. В беседе с родителями обращаю их внимание на развивающуюся самостоятельность детей, потребность в познавательном общении со взрослыми, признании их достижений со стороны близких взрослых и сверстников. Достижения детей представляю в виде выставки детского и совместного творчества. Обязательно знакомлю с требованиями ФГОС ДО и ООП, возрастными и индивидуальными особенностями. Особое значение придаю роли родителей в создании условий для развития интересов детей. Родителей воспитанников привлекаю к сбору коллекции и информации, организую встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада. Вовлечение родителей в совместную деятельность по коллекционированию имеет огромное значение.
Яркий прием индивидуального коллекционирования : это Данил, который на протяжении 4 лет собирал с мамой коллекцию пресмыкающихся и насекомых.
Он «жил» своей коллекцией. Ребенок очень эрудирован, имеет хороший словарный запас, он делился своими знаниями с друзьями, не раз презентовал свои материалы. Ребята всегда с удовольствием слушали его, задавали вопросы.
Так же очень богатая коллекция украшений у Алены Все началось с музыкальной шкатулки, которую подарила бабушка. Девчонки восхищались этой красотой, от Алены много узнали о драгоценных и искусственных камнях.
На протяжении пяти лет (время посещения детского сада) мы собирали с детьми продукты их творческой деятельности, выполненные детьми, иногда вместе со взрослыми. Это рисунки, поделки, аппликации, фотографии, газеты и коллажи. Такие объемные коллекции у ребят остались на память о детском садике.
Коллекционирование способствует формированию умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, классифицировать, группировать, обобщать; развитию познавательного интереса и любознательности; расширению кругозора дошкольников; обогащению и активизации словаря детей; активному включению родителей в образовательный процесс. Образовательная деятельность по коллекционированию может осуществляться в режимные моменты, в ходе непосредственно - образовательной деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей. Коллекционирование – это один из способов воспитать у ребенка любознательность, аккуратность, усидчивость, желание узнавать и исследовать. Кроме того, коллекционирование это доступный, интересный вид деятельности для дошкольников, способ объединить семью и детский сад.