Юлия Макарова
Коллекционирование как форма культурных практик современного дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
«Коллекционирование как форма культурных практик современного дошкольника»
Подготовила:
Макарова Юлия Сергеевна
Воспитатель
г. Арзамас, 2020
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
Публикация «Коллекционирование как форма культурных практик современного дошкольника» размещена в разделах
На мой взгляд, коллекционирование - одна из эффективных практик, которую можно использовать для решения образовательных задач, выступает актуальной формой работы и с дошкольниками, и с семьей. Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС ДО: о возможности реализовать индивидуально-личностный подход в образовании детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений.
В соответствии с ФГОС ДО содержание образования сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.
Понятие «культурной практики» впервые в образовании введено в 2000 году Крыловой Н. Б. Наталья Борисовна считает, что культурные практики - это привычные занятия для любого человека (будь то ребенок или взрослый, которые помогают самореализоваться и самоопределиться. Они тесно переплетаются с окружающим бытовой жизни и событиях, происходящими в жизни. Также культурной практикой являются попытки освоить новые формы деятельности и новые способы поведения для того, чтобы удовлетворить возникающие интересы и потребности. Коллекционирование внутри семьи является ярким примером культурной практики.
Интерес к теме возник из наблюдений за детьми, которые каждый день приносят из дома мелкие игрушки, магнитики, карточки, открытки, украшения или их элементы и так далее. И в совместных беседах выясняется, что родители или родственники, собирают те или иные вещи, и дети стремятся им подражать, говоря «у меня тоже будет своя коллекция» или «я буду копить». Тем не менее, коллекционирование довольно распространенная форма семейных традиций.
Я наметила формы взаимодействия с родителями по теме:
- опрос, для изучения потребностей и интереса родителей;
- информирование родителей по теме «Семейные коллекции», «Роль коллекционирования для семьи» через буклеты, памятки;
- актуализация положительного семейного опыта в коллекционировании через родительские собрания;
- выставки коллекций в детском саду и группе.
Достоинством работы по использованию коллекционирования как формы культурных практик является привлечение родителей в образовательный процесс как активных участников образовательных отношений через актуализацию их положительного семейного опыта и поддержки образовательной инициативы в воспитании детей.
В рамках темы «Зимние чудеса» сформировались внутригрупповые коллекции «Снежинка» и «Зимняя елочка». Коллекция «Снежинка» была кратковременная, в ней было 21 экспоната по количеству семей в группе и этими экспонатами мы украсили группу.
Коллекция «Эти удивительные ракушки и камушки» сформировалась в рамках темы «Здравствуй, детский сад», она дала начало моей теме, позволила сформировать первую внутригрупповую коллекцию. После летнего отдыха дети принесли ракушки, камушки, привезенные с моря, озер, водоемов родных мест. С огромным интересом мы рассматривали их, сравнивали по размеру и форме, обменивались. Данная коллекция находится в группе и обогащает центр экспериментирования.
Поэтому в группе, в центре познания отведено место для размещения коллекций. Дети могут свободно подходить, рассматривать, (при разрешении хозяев коллекции) играть с материалами коллекций. Коллекции в группе самые разные: ракушки, камешки, пуговицы, магниты, открытки, значки, часы, игрушки из киндер - сюрпризов, снежинки, елочные украшения, машинки. Многие коллекции мы поместили в экологическую лабораторию детского сада, чтобы другие дети рассматривали и знакомились с нашими коллекциями.
Литература
1. Прохорова Л. Н., Моделкина Р. Н., Кулешова Н. П. Воспитываем коллекционеров : Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников /Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., 2006.
2. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии или реальность. М., Изд. Просвещение, 2000, 314 с., ил.