наталья золотарева
Кинезиотерапия в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело. Они улучшают память и внимание, мыслительную деятельность. Коррекционная работа с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным авторов (Жукова, Филичева, Мастюкова) стимуляция моторного
развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи. «Кинезиотерапия» дословно переводится «лечение движением».
Публикация «Кинезиотерапия в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений:
В процессе выполнения последовательно организованных движений:
1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы; вытянуть губы вперед
«трубочкой».
2. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, а затем высунуть язык.
3. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
4. Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя опущена,боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам, сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных
движений:
Определение положения губ. Произнести звук «И» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении. Определение положения кончика языка (поднят или опущен). Произнести перед зеркалом звук «И» и определить местоположение кончика языка.
Различение узкого и широкого языка. Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках Н и Л, так как при их произнесении кончик языка поднят к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука Н язык широкий, а Л — узкий. Для различения узкого и широкого языка используются упражнения, аналогичные упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различное положение кончика языка (поднят или опущен).
Упражнения по развитию кинетической основы движений руки:
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений:
«Пальчики здороваются».
Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.
«Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.
«Болото». Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)
«Ножницы». Развести указательный и средний пальцы правой (левой) руки в стороны 7—10раз.
«Футбол». Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки. Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений:
«Веселые маляры». Синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замах, затем: влево – вправо.
«Кошки-мышки».
Кошка мышку цап-царап
(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки,
Подержала, подержала, отпустила
(кулаки одновременно разжимаются,
Мышка побежала, побежала
(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук,
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону).
До свидания, мышка, до свидания
(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз).
Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки:
«Лошадка». Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).
«Лягушка». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.
«Крокодил». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
«Цветок». Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.
«Всадник на лошади». Правая рука в том же положении, как и в предыдущем задании.
Указательный и средний пальцы левой руки широко развести и «посадить» на указательный палец правой руки.
«Кошка». Средний и безымянный пальцы прижать согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный — вытянуть вверх.