Дракунова Елена Ивановна
Кейс-технология в работе педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Кейс-технология в работе педагога ДОУ».
1 слайд. ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет нам самостоятельно проектировать образовательный процесс – кейс-метод. С его помощью педагог сможет моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.
Публикация «Кейс-технология в работе педагога ДОУ» размещена в разделах
2слайд. Кейс – метод – это метод анализа практической ситуации. В отличии от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через применение полученных знаний.
3 слайд. Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
4 слайд. Как все это применяется в воспитательно - образовательном процессе в дошкольной организации?
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а её решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.
5 слайд. В зависимости от того, какие актуальные интересы и мотивы детей выявил воспитатель в разных областях детской деятельности, педагог может разработать и применить разные виды кейсов – практические, обучающие, научно-исследовательские.
6 слайд. Работа с каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Прежде всего, педагог должен создать сам кейс. Для этого нужно:
1. Определить тему и цель кейса. Тема должна быть интересна детям, цель работы над кейсом – интересны педагогу (какие компетенции, умения или способности он хочет выявить или сформировать у детей);
2. Выбрать конкретную ситуацию, описать кейс. Сюжет кейса всегда содержит проблемный фактор, завязку. Кейс может содержать обстоятельства, определяющие проблему, внезапно возникающие события, нелогичные и невероятные явления окружающего мира. В кульминации кейса дети должны прочувствовать проблему, но это ещё не вопрос. Это отправная точка для поиска решений.
3. Формулирование вопроса педагога для дальнейшего обсуждения ситуации детьми. В этот момент проблемного включения как раз будет идти поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации.
7 слайд. Ситуация, которую воспитатель предлагает, должна не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Следует принимать любой детский ответ, даже супер-фантастический. Педагогу важно научить дошкольников аргументировать своё мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.
8 слайд. Что может содержать кейс?
1) Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты);
2) Иллюстративный материал – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.
Для удобства воспитатель может создать картотеку кейсов различной тематики : безопасность жизнедеятельности, нравственно-этические, формирование навыков ЗОЖ и т. п.
9 слайд. Можно воспользоваться и уже готовыми «дидактическими чемоданчиками», ведь в их наполнении присутствуют различные картинки, схемы, фотографии, литература.
10 слайд. Таким образом, подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует определенных навыков и соблюдения последовательности. Такого же алгоритма требует и непосредственно использование этой технологии в работе с детьми. На разных этапах работы с кейсом деятельность детей и воспитателя носит разный характер.
11 слайд. При этом очень важна стратегия поведения педагога :
- взрослый дает ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов, дополнительной информации;
-в определенных условиях сам даёт ответ;
- ничего не делает (остается молчаливым, пока кто-то работает над проблемой.
12 слайд. Следующая часть презентации показывает практическую работу с кейсом в нашем ДОУ.
Существуют различные способы использования кейс-метода, но все они связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками (вопросно-ответный метод обучения, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. Самое главное, кейс-метод помогает формировать у воспитанников умение работать в команде и коллективно решать сложные задачи.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.
13 слайд. Все эти разновидности кейс-технологии соответствуют разным целям обучения. Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах. Особое внимание прошу обратить на целевую направленность кейса.
Кейс – прогнозирование. Ситуация: Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».
Момент проблемного включения детей. Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?
14 слайд. По ходу рассказа воспитатель использует возможный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.
15 слайд. Кейс – неоднозначная ситуация. Ситуация: Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…
Момент проблемного включения детей Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?
16 слайд. В этом случае воспитатель хотел побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы, важно было не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.
17 слайд. Кейс-диспут. Ситуация: Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?
Момент проблемного включения детей Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и …»
18 слайд. Основная задача воспитателя в этом кейсе - сформировать у детей навык живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.
19 слайд. Кейс с добавлением проблемной ситуации. Дописать
20 слайд. Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например:
- Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.
-Продавец не в настроении и не хочет помогать, — возражает воспитатель.
- Может, Нина прочтет?
- Нина не умеет еще читать.
Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.
21 слайд. На этом слайде хорошо видна продуманная организация работы с кейсом. Имеется несколько вариантов решения проблемы, каждый участник свое решение отмечает меткой на доске. Таким образом все участники могут видеть наиболее конструктивную идею и сообща сформулировать выводы, предложить оптимальный выход из проблемной ситуации.
22 слайд. И в заключение ещё раз коротко:
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Алгоритм действий в ней следующий: дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.