Ольга Разживина
Карты Проппа — инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Если хотите, чтобы ваши
дети росли умными, читайте им сказки.
Альберт Эйнштейн
Педагоги и родители всегда искали действенный способ развития речи ребенка. Данная проблема является весьма актуальной в наши дни в связи с возросшей потребностью в совершенствовании риторики в результате различного рода выступлений. Помимо этого, без поставленной правильной грамотной речи сложно представить успехи в процессе обучения или в общении со сверстниками, поэтому так важно уделять внимание этой проблеме в организации процесса воспитания и обучения детей. Помимо увеличения темпов физического и психологического развития дошкольников, ускоряются темпы формирования взглядов на окружающий мир и интересов в целом. Для своевременного поддержания этих интересов и их формирования в своей работе с дошкольниками можно использовать сказки как наглядные примеры построения отношений и взаимоотношений между людьми и окружающим миром.
Публикация «Карты Проппа — инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию» размещена в разделах
Чтобы соответствовать современным требованиям, чтобы понимать детей и быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю необходимо искать и открывать для себя и воспитанников – что то новое и интересное.
Я рассмотрела много разных технологий, которые направленны на речевое развитие дошкольников.
Сегодня познакомимся с техникой «Карты Проппа» - это инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию.
Известный фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Он отмечал, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называл «функциями».
Итак, рассмотрим, что такое карты Проппа и как с ними работать?
Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.
Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор, из которого можно сложить целый город под названием «Сказка».
Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.
Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Наглядность исполнения карт позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Представленные в сказках функции (особое обстоятельство, враг начинает действовать, герой вступает в битву с врагом и т. д., являются обобщенными действиями, понятиями – это позволяет детям отвлечься от конкретного поступка героя, а значит, у детей активнее будет развиваться логическое мышление.
Рациональность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок является не в роли пассивного наблюдателя, а выступает создателем удивительных, чудесных сказок и произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, а что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных картах. С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только русские народные сказки, но и сказки собственного сочинения.
Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новые, уникальные, потрясающие свои произведения, в которых добро всегда побеждает зло. В своих суждениях, дети подбирают характеристики своим героям: они могут быть изумительными, чудесными, весёлыми и т. д. или, наоборот, свирепыми, ужасными, злобными и т. д.
Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок и историй. Подгруппы детей, с которыми проводились занятия, придумали новые сюжеты в сказках: злой герой потому, что он был всегда один. И в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее, много открытых, интересных, весёлых друзей.
Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей. Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.
Как стало видно из данного процесса, карты помогли детям в процессе запоминания функций, которые оказались опорой при чтении и анализе сказок. Занятия проходили достаточно активно и с явным интересом со стороны воспитанников, что является важным аспектом в психологическом воспитании и состоянии ребенка.
Для быстрого запоминания карты Проппа были изготовлены дидактические игры, например, «Четвёртый лишний», различные «Ходилки», карточки со сказками или кубики, кубики с картами Проппа.