Елена Тарыбаркина
Картотека игр-экспериментирований для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. "Вода принимает форму"
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
Описание: перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос :"Может ли вода иметь какую-то форму?" Как это проверить? какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (ковшиком через воронку). Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты - дети закрашивают различные сосуды.
Публикация «Картотека игр-экспериментирований для детей средней группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
2."Подушка из пены"
Задача: развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров, а от его тяжести)ю
Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро. деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание: Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но ещё и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной воде? Как приготовить мыльную пену?
Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинакового держатся на воде?
Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе).
3. "Таинственные картинки"
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.
Материалы: цветные стёкла, рабочие листы, цветные карандаши.
Описание: воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе они подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха видит только зелёным цветом? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на всё вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздаёт детям зелёные стёкла. Что видите? Каким бы вы ещё хотели увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стёклышек? Дети получают новые оттенки путём наложения стёкол - одно на другое.
Дети зарисовывают "таинственные картинки" на рабочем листе.
4. "Свойства песка".
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Можно ли сухим песком рисовать?
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Описание: Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы). Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного? Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают детские рисунки.
5. "Звенящая вода".
Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-"удочки" с ниткой, на которой закреплён пластмассовый шарик.
Описание: перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). как сделать звук звонче?
Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные).
Дети пробуют сочинить мелодию.
6."Солнечные зайчики".
Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Материал: зеркала.
Описание: Дед Знай помогает вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет).Затем он показывает, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится источником света). Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и само становится источником света и направить его в нужном направлении, прятать их (прикрыв ладошкой).
Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние.
Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещённом помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (нет яркого света).