Дарья Чуракова
Картотека игр-экспериментирований в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр-экспериментирований в младшей группе
1. «Ветка в вазе»
Цель: выявление значения воды в жизни растений.
Задачи:
- Помочь детям лучше узнать окружающий мир.
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
- Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово:
Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,
Упала веточка на снег и там бы пролежала,
Публикация «Картотека игр-экспериментирований в младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Но подняла её рука заботлива и нежно
И отнесла её в тепло воды напиться снежной.
Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,
Из них появятся на свет зелёные листочки.
Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».
Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.
2. «Сказка о камешке»
Цель: на примере опыта показ того, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
Задачи:
- Развивать интерес к исследовательской деятельности.
- Развивать логическое мышление.
- Способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов у детей.
Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово:
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».
3. «Водопад»
Цель: сформированность представления о том, что вода может изменять направление движения.
Задачи:
-Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
-Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
- Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово:
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).
4. «Рыбалка»
Цель: закрепление знаний о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Задачи:
- Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
-Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
- Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово:
-Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
-Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
5. «Пенный замок»
Цель: ознакомление детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
- Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
- Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово:
У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».