Людмила Халюзова
Конспект занятия «Камешки» для средней возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное и речевое развитие.
Вид: интегрированное.
Возрастная группа: средняя.
Цель: формирование элементарных представлений о камнях.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;
- учить классифицировать их по разным признакам;
- активизировать умение выполнять действия в определенной последовательности;
- учить делать первые попытки опыта;
Публикация «Конспект занятия „Камешки“ для средней возрастной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- учить согласованию числительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Развивающие:
- способствовать развитию умения формулировать выводы в проводимых экспериментах;
- совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
- развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать у детей художественный вкус;
- совершенствовать творческие способности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображениями каменных предметов и построек, игры с природным материалом: составление узоров из семян, косточек, разучивание пальчиковых игр: «Домики», «Вот какой у нас забор», чтение сказки «Три поросенка»; дидактические игры: «Что из чего?», «Доскажи словечко…».
Методы и приемы: игровой, объяснительно-иллюстрационный, продуктивный, словесный, упражнения.
Материал: иллюстрации, инструментарий к проведению эксперимента, мозаика «Цветные камешки», песок, вода, слайды, ТСО, шкатулка, аудиозапись.
Организация детей на занятии: ритуал приветствия «Улыбка», появление шкатулки, аудиозапись голоса «Ящерицы – хозяйки горы».
Структура образовательной деятельности:
I. Вводная часть: ритуал приветствия, сюрпризный момент (шкатулка);
II. Основная часть: рассматривание камней, беседа; обогащение и активизация словаря (д/и: «Что бывает каменным?», «Составь предложение», опытно-экспериментальная деятельность;
III. Заключительная часть: практическая работа – составление знакомых предметов из цветных камешков.
Ход образовательной деятельности:
Построение в круг: ритуал приветствия «Улыбка» (садятся на ковер).
Воспитатель находит шкатулку (обыгрывание).
Сюрпризный момент (аудиозапись).
- Здравствуйте, ребята, это я – Ящерица, Хозяйка Горы. Эта шкатулка мой вам подарок. Постарайтесь догадаться, что там и тогда она откроет вам свой секрет (дети по звучанию определяют, что там находится).
Педагог кладет на стол содержимое посылки (рассматривание камней детьми).
- Посмотрите на них. Одинаковые они или разные, если разные, то чем они отличаются (дети отличают характерные признаки внешнего вида камней: цвет, форма, размер).
Воспитатель: - Мы говорим: - один…. дети - (камень)
- два…. дети - (камня)
- много…. дети - (камней)
Игра: «Что бывает каменным?»
- Скажите, ребята, как вы думаете, что бывает каменным? (предполагаемые ответы детей: дома, дороги, горы, памятники, колодцы).
Все сказанное подтверждается соответствующими иллюстрациями (слайды).
Игра: «Составь предложение»
Из предложенных слов, дети составляют предложения используя предлоги (например: дорога, девочка, идет – Девочка идет по дороге; строят, дом, строители – Строители построили дом; забор, дом, стоит – За забором стоит дом; памятник, придумать, скульптор – Скульптор придумал памятник).
Пальчиковая игра «Домики»:
Дин–дон, дин–дон,
Мы себе построим дом.
Удивительный народ
В каждом домике живет.
Воспитатель подходит к «домикам» и его обитателям.
Придумывает короткий стишок, дети помогают рифмовать концовки (например: В этом доме Дмитрий, Дима очень…. хитрый)
Экспериментирование
- Исследовать камешки, мы будем за столами.
Задание 1.
- Возьмите в одну руку пластилин, а другую – камешек. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, а что с пластилином. Почему? (ответы детей)
- Камень твердый, тверже пластилина. Постучите комочком пластилина о камень, потом двумя камнями друг о друга. В чем разница?(ответы детей)
Задание 2.
- Опустите камешек в воду. Он утонул или плавает? Может ли камешек плавать? (ответы детей)
- Опустите теперь кусочек дерева в воду. Как вы думаете, оно утонет или нет? Почему? (ответы детей)
- Все ли камешки не умеют плавать? Я познакомлю вас с камушком, который умеет плавать. Эта пемза (опыт с пемзой).
Игра: «Кто внимательный?»
- Ребята, скажите, где можно встретить больше всего камней? (ответы детей)
- Я предлагаю поиграть всем в игру «Гора и камешки».
Дети – камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг другу, изображая гору. Звучит музыка.
- Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни, ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с её поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (ребенок отходит от группы), потом ещё один… два, три (дети по очереди отделяются от горы). Гора становилась все меньше и меньше, и в конце концов, совсем развалилась. Так ветер и вода победили большую гору. Лежат камешки на земле, вспоминают теплые, солнечные деньки, как им было хорошо, как грелись они под лучами ласкового солнышка.
- Раз, два, три камешки в ребят превратись.
- А, вы ребята, хотите вспомнить лето. Давай вспомним, как выкладывали летом на песочке разные узоры.
Конструирование:
Детям предлагается составить выложить знакомые предметы из каменой мозаики на песке, опираясь на схемы (солнышко, цветок, кораблик, лодочка, часы, домик, заборчик, дорога, змейка).
- Молодцы! Какие красивые рисунки на песке у вас получились. Мне очень нравится. Вы все очень старались.
Рефлексия:
- Понравилось ли вам наше путешествие в мир камней?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Какое из заданий было самым трудным?
- Что вам удалось на занятии?