Наталья Ведерникова
«В гости к бобру». Познавательно-экологическое занятие для детей старшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по реализации задач образовательной области
«Познавательное развитие»
в рамках примерной образовательной программы
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
для детей старшей возрастной группы (5 -6 лет).
«В гости к бобру»
Публикация «„В гости к бобру“, Познавательно-экологическое занятие для детей старшей возрастной группы» размещена в разделах
Виды детской деятельности: решение проблемной ситуации, поисково-исследовательская деятельность, физкультминутка, дидактическая игра, упражнения, конструирование (создание макета, составление описательного рассказа.
Цель: расширение знаний о представителе Красной книги - бобре.
Задачи:
• активизировать поисковую деятельность: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные и существенные признаки;
• формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;
• расширить представления об образе жизни бобра, среде его обитания, питании, жилище;
• активизировать словарь новыми словами: платина, хатки, каналы, речной ил;
• познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах
3 на конкретном материале: 3— это один, еще один, еще один.
• совершенствовать умение выполнять движения по тексту;
• продолжать развивать умение работать коллективно, развивать умение устанавливать связь между создаваемой постройкой и тем, что они видят.
• совершенствовать умение составлять рассказ о животном, используя мнемотаблицу;
• закрепить знания детей о Красной книге;
Предварительная работа: знакомство с Красной книгой, беседы
о животных, занесенных в Красную книгу, беседа о профессии – лесник, беседа о правилах поведения в лесу, знакомство со следами зверей.
Оборудование: письмо, игрушка – бобер, мультимедийное оборудование, бассейн, ветки деревьев, глина, камни, ведро с водой, картинки с изображением волка, лисы, зайца, медведя и их следов; картинки для игры «Четвертый лишний»; строительные каски; знаки «Нельзя в лесу».
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришло письмо. Прочитать?
Дети: Да!
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Знакомый лесник рассказал, что вы интересуетесь жизнью краснокнижных животных. И я решил, что вы хорошие ребята, и с вами можно познакомиться. Приглашаю вас к себе в гости. А живу я недалеко, в Воронежском государственном заповеднике. Так что приезжайте в гости. Буду рад вас видеть. С уважением Б».
Воспитатель: Ребята, а кто такой «Б»? Вы знаете? А здесь ещё рядом с подписью отпечаток лапы. Может вы уже догадались, кому он принадлежит?
Дети: Посмотрим и сравним этот след в наших книгах о животных (дети и воспитатель сравнивают уже знакомые следы волка, лисы, зайца со следом из письма)
Воспитатель: Такого следа здесь нет. Тогда нечего гадать. Надо отправиться в заповедник и спросить, кто нас пригласил и чей это отпечаток лапы. Как же туда попасть? На чем отправимся?
Дети: Лучше всего поехать на автобусе. Построим его из стульчиков.
(дети расставляют стулья по два в один ряд, если остается один он становится водителем)
Воспитатель: Поехали?
Дети: Поехали.
Воспитатель: Ребята, так как мы с вами едем в заповедник, вспомним, как необходимо правильно себя вести (дети по очереди проговаривают правила поведения в заповеднике).
Вот мы добрались с вами до Воронежского государственного заповедника. Прошу пассажиров покинуть свои места (на экране фото заповедника). Ребята, а вы еще не догадались, кто нас пригласил?
Дети: Нет.
Воспитатель: Обратите внимание на этот указатель. На нем изображён уже знакомый нам след, и стрелка показывает направление. Нам туда (на экране происходит смена слайдов). А вот опять следы, они привели нас к стенду. Здесь написана загадка. Отгадаем?
Дети: Да!
Воспитатель:
Если дальше в лес пройдём,
Речку там с тобой найдём.
Здесь на речке лесорубы
Ходят в серебристых шубах.
Из деревьев, брёвен, глины
Строят мощные плотины.
На плотинах нет дыры,
Лесорубы же -. (Бобры)
Правильно, бобры. Теперь вы мне можете сказать, кому принадлежат эти следы?
Дети: Бобру.
Воспитатель: Вот он и сам нас встречает (на экране появляется бобр).
Бобр (речь с экрана) : Здравствуйте, ребята. Меня зовут Борис. Я бобр. Это я прислал вам письмо. Хотите узнать побольше обо мне, о моем образе жизни, семье?
Дети: Да.
Бобер: Тогда выполните мои задания.
Воспитатель: Выполним?
Дети: Да!
Бобр : Задание первое.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
Игра «Четвертый лишний»
Задача: формировать умение выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь, закрепить знания о бобре, как диком, водоплавающем грызуне (на экране происходит смена картинок)
Собака, кошка, бобр, корова (домашние, дикие)
Волк, лиса, бобр, тигр (хищники, грызун)
Утка, гусь, бобр, лебедь (водоплавающие птицы, млекопитающий).
Бобр : Молодцы. Справились. Тогда для вас следующее задание. Отгадайте мои загадки и узнаете, что я люблю кушать.
Отгадывание загадок
Чем питаются бобры?
Задача: развивать познавательный интерес, закрепить знания о питании бобра (кора деревьев, таких как: ива, береза, тополь и осина кувшинки, рогозу, тростник, кубышки, ирис)
Она под осень умирает.
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт она всё лето.
Бобрам без неё — беда :
А зовётся она - (трава).
На пруду большой цветок,
С жёлтой сердцевинкой.
На воде растёт, цветёт
Белая … (кувшинка).
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
Что за дерево-краса,
Ниже пояса коса?
Да волшебный стройный стан,
Да беленый сарафан,
Да сережки, словно слезки,
У красавицы…
(Березки)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Ветерок лишь пробежит,
Вся листвою задрожит,
Затрепещет, как тростинка,
Очень зябкая …
(Осинка)
Воспитатель: Ребята, так что же бобр употребляет в пищу?
Дети перечисляют, что бобр использует в пищу, на экране появляются картинки.
Бобр : Я не все дерево съедаю, а только молодые веточки. А остальную часть я использую для строительства плотин и своего жилища.
Плотина – это сооружение, которое строится поперек реки или другого водоёма, преграждающее течение и обычно служащее для подъема уровня воды перед ним (на экране картинка плотины).
А теперь милости всех прошу к себе в дом, который называется хаткой. Хатка моя находится посредине заводи. Войти в нее можно только с воды. Задержите дыхание, нырните и увидите вход в небольшой туннель. Проплывите несколько метров и выныривайте. Вы оказались в большой просторной, сухой норе. Здесь у меня и столовая, и спальня для всей моей семьи. А семья у меня немаленькая (на экране хатка).
Сосчитайте моё семейство? (дети считают количество бобров)
В гостях вы у меня побывали, многое узнали. А вот вам и третье задание. Постройте в бассейне мне дом –хатку, а то в старом нам тесно. Все материалы я для вас приготовил.
Воспитатель: Что построим?
Дети: Да.
Воспитатель: Только перед началом такого большого строительства нам надо размяться (детям надевают строительные каски и проводят физкультминутку).
Физкультминутка
Рано встали два бобра –
Дело есть у них с утра: руки сжаты в кулаки. Рывки прямыми руками поочередно вверх, назад (со сжиманием ладоней).
Надо им бревно срубить
Да запруду смастерить. наклоны вперед.
В лес большой пошли бобры,
Топоры у них остры, руки на пояс, ноги параллельны. Наклоны вперед.
Размахнулись, наклонились…
Долго два бобра трудились, шаг на месте, руки за спиной. Руки над головой, наклоны вперед.
Заготовили одно
Очень нужное бревно. потягивание с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.
Воспитатель: Размялись, тогда за дело.
Дети подходят к бассейну, рядом с которым сложены ветки, глина, камни, вода; воспитатель просит детей назвать все материалы и подумать, как они будут строить хатку; во время строительства воспитатель напоминает об особенностях хатки: вход только с воды, ветки накладываются друг на друга и т. д.
Воспитатель: Уважаемый бобр, мы построили хатку.
Бобр : Молодцы. Теперь вы много знаете обо мне. Вот вам и последнее моё задание. Составьте про меня рассказ.
«Составление рассказа-описания»
Задача: развивать умение составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.
Дети составляют рассказ о внешнем виде бобра по плану-схеме : название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныши.
Бобр : Очень многое вы теперь обо мне знаете. А чтобы не забывали совсем, дарю вам на память книгу Игоря Ивановича Акимушкина «Жил - был бобр».
Воспитатель: Спасибо тебе, бобр. Нам пора возвращаться в детский сад.
Бобр : Да и мне пора работать. До свиданья, приезжайте ещё.
Воспитатель: Ребята занимайте свои места в нашем автобусе. Поехали в детский сад (звучит музыка). Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Я предлагаю на память о сегодняшней встрече нарисовать портрет бобра.
Продуктивная деятельность детей рисование бобра.
Список используемой литературы:
И. Акимушкин Жил-был бобр/Худож. И. Панченко. - Москва: Малыш,1987.
Воронежский государственный заповедник: Фотоальбом /Авт. Сост. Текста Л. Л. Семаго. -Москва,Советская Россия, 1981
Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. - Москва: ЗАО Росмен-пресс, 2009.
Материалы сайтов:
Физкультмка -https://mallishok.ru/rechevye-fizkultminutki/
Загадки - https://zagadki1.ru/zagadka/ona-pod-osen-umiraet-i-vnov-vesnoyu-ozhivaet.htm
jubimyj-detskij.ru/zagadki/632-detyam-zagadki-o-rasteniyakh-kuvshinka.html