Папки-передвижки

Камешки Марблс как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Ольга Сухарева
Камешки Марблс как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

«Камешки Марблс, как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Речь играет важнейшую роль в развитии психики ребенка, познавательной деятельности, понятийного мышления. Сформированные речевые навыки составляют необходимое условие осуществления межличностных контактов, что способствует расширению представлений ребенка об окружающем мире. Число детей с различными нарушениями речевого развития растет и, поскольку речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, актуальным является вопрос профилактики и коррекции нарушений речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Камешки Марблс как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Ведение ФГОС предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Марблс - это красивые стеклянные шарики. Уже многие тысячелетия они используются в качестве игрушек. Ранее их делали из глины, потом из камня, фарфора и стекла. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Детские психологи отмечают интересный феномен. При наличии в числе игрушек больших мягких зверюшек, кукол Барби с немыслимым комплектом нарядов, интеллектуальных пазлов и конструкторов, дети продолжают с увлечением играть в Марблс, посвящая этому увлекательному занятию большую часть свободного времени.

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камешков Марблс.

При использовании камешков Марблс можно отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

С камешками Марблс ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Камешки безопасны : нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

При использовании камешков Марблс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

Камешки не вызывают у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.

Поскольку камешки можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

Работа камешками Марблс позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Камешки Марблс – это конструктор для всех возрастных категорий детей. В магазинах предлагается широкий выбор наборов камешков, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.

С камешками Марблс можно организовывать коллективные (подгрупповые) формы работы с детьми.

Работая с детьми с ОНР и ФФНР сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.

Применение камешков на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, это способствует:

1. развитию мелкой моторики, развитию правильного обхвата кисти, развитию сложных координированных движению рук;

2. развитию памяти, вниманию и логическому мышлению у детей;

3. развитию ориентировки на листе бумаги;

4. обогащению словарного запаса;

5. профилактике дисграфии;

6. развитию фантазии и творческого мышления у детей;

7. формированию и закреплению правильного зрительного образа буквы;

8. развитию связной речи;

9. развитию навыков звукового анализа и синтеза;

10. формирование грамматического строя речи;

11. автоматизации поставленных звуков у детей.

Камешки Марблс используются в играх разнообразной направленности:

– диагностика (свободная игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);

– дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

Камешки Марблс помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

Обследование речи детей старшей и подготовительной групп показало, что нарушения звукопроизношения имеются у 100% детей, (искажение звука, отсутствие или замена звука). Самыми распространёнными являются нарушения сонорных звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространёнными оказались нарушения свистящих звуков.

При исследовании состояния фонематического слуха и восприятия возникли следующие трудности: дети с трудом опознавали фонемы фонетически и артикуляционно близких звуков. Выявлены затруднения в дифференциации свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков между собой.

Для решения этой проблемы я обратил внимание на камешки Марблс, которые позволяют:

оптимизировать педагогический процесс;

расширяют образовательное пространство;

обогащают развивающую предметно – пространственную среду;

способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников;

обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук;

дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.

Игры на развитие мелкой моторики

«Выложи по заданию»

Цель:

1. Развивать умения различать цвета, называть их.

2. Развивать зрительное внимание, память.

3. Развивать мелкую моторику.

Описание: педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

«Раскрась» картинку камешками»

Цель:

1. Развивать умение различать цвета.

2. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению.

3. Стимулировать зрительно поисковую деятельность.

4. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: шаблоны, камешки Марблс.

Описание: ребенок заполняет картинку камешками.

Игры на профилактику и коррекцию

зрительно-пространственных нарушений

«Графический диктант»

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4, камешки «Марблс».

Задание: педагог дает устные задания:

- положите красный камушек в центр листа, синий – в левый верхний угол, зеленый – в правый верхний угол, синий – в правый нижний; зеленый – в левый нижний.

Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

«Найди картинку»

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Описание: педагог задает ребенку вопросы:

- Назови предметы, которые ты видишь на картинке.

- Какой предмет находится между раскрашенными игрушками?

- Положи синий шарик на игрушку, которая находится слева от черепахи.

- Положи красный шарик на предмет под барабанам. Расскажи, где расположены остальные игрушки, используя слова под, над, слева, справа, между.

- Укрась картинки камешками.

Игры на развитие фонематического слуха и навыков

звукового анализа и синтеза

«Волшебный мешочек»

Цель:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).

3. Развивать словарь существительных и прилагательных.

4. Развивать мелкую моторику.

Описание: 1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

«Напиши слово»

Цель:

1. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

2. Учить проводить звуковой анализ слова.

Описание: Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков «Марблс».

1. Произвести звукобуквенный анализ слова.

2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

3. Где находится звук? (в начале, середине, конце).

4. Сколько в слове гласных, сколько согласных звуков?

«Гласный – согласный?»

Цель:

1. Развивать умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.

2. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Оборудование: камешки «Марблс», карточки для звукового анализа.

Задание: определить первый звук в слове и поставить фишку-камушек необходимого цвета (гласный – красный, согласный – синий, зеленый).

Игры, направленные на профилактику дисграфии,

на знакомство детей с буквами

«Зеркало»

Цель:

1. Закрепить правильный образ буквы.

2. Дифференцировать со схожими по написанию буквами.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Развивать память, внимание, мышление.

Описание: детям рассказывается история о буквах – модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

«Отремонтируй буквы»

Цель:

1. Закрепить зрительный образ буквы.

2. Дифференцировать со схожими по написанию буквами.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Развивать память, внимание, мышление.

Описание: ребенку предлагается восстановить «сломанные» слоги (буквы)

(АП, АК, УХ).

«Ходилка»

Цель:

1. Закреплять зрительный образ букв.

2. Развивать фонематическое восприятие.

3. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: игра ходилка с изображением на поле дорожки с буквами, фишки – камешки марблс.

Описание: игроки 2-5 детей. Дети кидают по очереди кубик, передвигают фишки – Марблс по полю, называют слова на заданный звук (в начале слова).

«Знакомство с буквой»

Цель:

1. Закреплять зрительный образ изучаемой буквы.

2. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: камешки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками).

Задание: педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур и соотносит данную букву, с картинкой начинающуюся на эту букву.

Игры, направленные на автоматизацию поставленных звуков

«Улитка»

Цель:

1. Закрепить поставленный звук в слогах, в словах.

2. Развить фонематический слух.

3. Развивать словарь существительных.

4. Развивать мелкую моторику.

Описание: Ребенок произносит слова со звуком «Р» (или другими звуками) за педагогом и выкладывает камешки «Марблс» на улитку, образовывая ее «домик».

«Заплатки»

Цель:

1. Закрепить поставленный звук в слогах, в словах.

2. Развивать фонематический слух.

3. Развивать словарь существительных.

4. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: шаблоны для Марблс (заполни рисунок).

Описание: Ребенок произносит слова со звуком «Р» (или другим звуком) за педагогом и заполняет пространство на шаблоне камешками «Марблс».

«Звуковой мешочек»

Цель:

1. Автоматизировать поставленный звук в слогах, в словах, фразах, предложениях

2. Развивать фонематический слух.

3. Развивать словарь.

4. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: мешочек, камешки Марблс, предметные картинки с заданным звуком.

Описание: Предметные картинки перевернуты, ребенок переворачивает, называет слово с заданным звуком, камешек Марблс кидает в мешочек.

Найди картинку по «адресу»

Цель:

1. Автоматизировать звук в словах.

2. Дифференцировать поставленные звуки в словах и во фразовой речи.

3. Учить ориентироваться на плоскости.

4. Развивать мелкую моторику.

Описание: педагог проговаривает инструкцию: Найди картинку по адресу и назови ее: от стрелки 4 клетки вверх; от стрелки 1 клетка вверх, 2 клетки направо; от стрелки 3 клетки вверх, 2 налево; от стрелки 2 клетки вверх, 1 направо. Ребенок выкладывает камешками-шариками и называет каждую картинку, на которую он кладет камешек. Находит картинку и выделяет первый и последний звук.

«Помоги друзьям гномикам встретится»

Цель:

1. Автоматизировать поставленный звук в словах, во фразах.

2. Развивать фонематический слух.

3. Развивать словарь существительных, прилагательных, глаголов.

4. Развивать мелкую моторику.

Описание: педагог предлагает выложить дорожку к домикам гномиков из камешков «Марблс», проговаривая за педагогом слова, фразы с поставленным звуком.

Таким образом, внедряя в свою коррекционную работу камешки «Марблс», было замечено, что коррекционно-логопедический процесс стал более продуктивным и результативным. Дети с удовольствием включаются в игры, которые не только развивают и обучают, но и воспитывают у детей усидчивость, сплочение в коллективе и самооценку.

Составитель: О. В. Сухарева

Учитель – логопед 1 КК

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Игры с кинетическим песком и камушками Марблс «Бабочка» с детьми младшего дошкольного возрастаИгры с кинетическим песком и камушками Марблс «Бабочка» с детьми младшего дошкольного возраста Использование камешков Марблс в логопедической работе по постановке и автоматизации поставленных звуков. Новые ФГОС предъявляют особые.

Игры с кинетическим песком и камушками Марблс «Осенняя фантазия» с детьми младшего дошкольного возрастаИгры с кинетическим песком и камушками Марблс «Осенняя фантазия» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: продолжать формирование навыка экспериментирования с кинетическим песком. Задачи: Образовательные: учить узнавать в натуре, на картинках.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Мастер-класс для педагогов «Камни марблс в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Камни марблс в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда каждый ребенок, словно маленький.

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Обучаем, играя. Применение нетрадиционного приёма обучения «Камешки Марблс» (из опыта работы)Обучаем, играя. Применение нетрадиционного приёма обучения «Камешки Марблс» (из опыта работы) Всем уже известны разноцветные, яркие камешки "Марблс". Они разные по цвету, размеру, вызывают массу положительных эмоций у детей! В своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Камешки Марблс как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2022 в 00:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Камешки Марблс как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сухарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД